Гуманистическая направленность рассказов В.М.Шукшина, страница 2

В экспозиционной части рассказа «Волки» автор достаточно подробно представляет только одного героя – Наума Кречетова. Сразу же отмечены автором и взаимная не расположенность героев друг к другу. Причем отношение Ивана к тестю выражено прямо и открыто, «в лоб» («Иван не любил тестя»), а позиция Наума сформулирована уклончиво – неопределенно, опосредовано – через отношение к дочери («Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана»). Уже в экспозиции рассказа намечается нравственно – психологическая оппозиционность героев. Иван прямодушен и искренен, Наум же «себе на уме» - изворотлив, уклончив

Все дальнейшие наименования Наума в сюжете рассказа раскрывают его нравственную природу, его способность уйти от прямого столкновения, уклониться от борьбы, от ответственности. Жертвой волка стал конь Ивана, но Наум не признает своей вины. Иван пытается наказать тестя, но у него ничего не выходит, Наум прибегает к помощи милиционера. Иван отступает, он пошел на нравственный компромисс, соглашается с тем, что внутренне, нравственным чувством, отвергал. Итак, герой, который по совокупности своих характеристик (психологических, морально – эстетических, мировоззренческих) совпадал с общенародным национальным идеалом, оказался не способен в обстоятельствах современной жизни реализовать свои духовный и нравственный потенциалы. Иван подчинился чуждым его национальной природе законам жизни: трезвомыслию, расчету и благоразумию. Но в этом проявляется не столько вина героя, сколько его беда. В своем нравственном порыве он оказался одиночкой в условиях измены. И тогда враждебные ему обстоятельства жизни становятся непреодолимым препятствием на пути к достижению идеала. Шукшин ставит в своем рассказе неутешительный диагноз современной ему действительности, отмечает противоречия сознания русского человека, нравственное оскуднение его жизни при всем богатстве его духовного потенциала.

Также для шукшинских героев важны праздники, не календарные, а праздники души и для души.

Такой праздник мы видим в рассказе «Сапожки». Праздник шукшинских героев – это свет, радость, участие в общем деле, на виду у всех. Вот таким был и Сергей Духанин, увидев в магазине женские сапожки, потерял покой. Эти сапожки не были самым необходимым, они ему просто понравились, и он захотел сделать приятное жене и самому порадоваться.

И Сергей испытывает большую радость, когда приходит домой и дарит жене эти сапожки. Он видит, что они другого размера, но жена, несмотря, на это, очень радуется подарку, поэтому Сергей радуется еще больше.

Поиск истины начинается с познания окружающего мира. Споры, разногласия возникают, когда речь заходит о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях совершенствования. Шукшинские философы – материалисты и гуманисты – обнаруживают в своих суждениях конкретность и логику, независимость мышления, стремление постичь все своим умом. Объединяет их пафос отрешение мещанства, эгоизма, приобретательства, корысти – всего, что искажает и уродует жизнь. Все это отрицает Шукшин.

Голос автора звучит твердо и уверенно.

Василий Макарович Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: «Что с нами происходит?».

Не щадил себя, торопиться, чтобы успеть сказать правду и этой правдой сблизить людей. Какой за всем этим труд! «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись, - писал Шукшин. – Вечно напряжен и собран».

Он был одержим своей идеей, которую хотел додумать вслух. И быть понятым. Все усилия Шукшина – художника были направлены к этому. Он считал: «Искусство – так сказать, чтобы тебя поняли. Молча поняли и молча же сказали «спасибо».

С первых шагов в искусстве до последних Шукшин объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят.

И в наши дни, когда со дня смерти Василия Макаровича Шукшина прошло уже достаточно времени, остается в нас чуть усталый, глуховатый голос Шукшина: «Нам бы про душу не забывать. Нам бы немножко добрее быть … Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее.»

С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.