Краткие методические указания по работе с модульным учебным комплексом по электротехнике МУК-ЭТ, страница 3

12.  Постройте векторную диаграмму токов и напряжений параллельного контура. Вычислите токи в ветвях I0, Ic, проводимости ветвей (активные и реактивные), сопротивление контура при резонансе Rэ.

13.  Сравните резонансные частоты последовательного и параллельного контуров. Объясните различие.

                                                                                  


Рис. 4.1.                                                                          Рис. 4.2.

Лабораторная работа №5

Исследование линейных электрических цепей с индуктивно

связанными катушками

Цель работы: Экспериментально определить одноименные зажимы двух индуктивно связанных катушек и коэффициент связи между ними, а также параметры катушек. Изучить влияние индуктивной связи на эквивалентные параметры неразветвленной цепи при согласованном и встречном включении катушек.

Рабочее задание

1.  Соберите схему рис.5.1.

2.  Установите на входе напряжение Uвх=5 В и в дальнейших опытах поддерживайте его неизменным.

3.  Изменяя частоту напряжения генератора, настройте цепь в резонанс по максимальному напряжению на R (по максимальному току в цепи). Запишите значения резонансной частоты f01.

4.  Поменяйте местами концы одной из катушек и повторите п. 3. Запишите значения резонансной частоты f02.

5.  На основании данных пп.3 и 4 определите случай согласованного и случай встречного включения катушек.

6.  Расчетным путем определите взаимную индуктивность М и суммарную индуктивность L1+L2 исследуемых катушек. Для этого рекомендуется пользоваться формулами, которые следуют из условия резонанса напряжения:

 ;

.  

7.  Соберите цепь по схеме рис. 5.2.

8.  Установите на входе цепи напряжение U1=5 В и частоту сигнала f³3 кГц, чтобы снизить влияние активного сопротивления катушки по сравнению с индуктивным. Измерьте напряжение U2 на разомкнутых концах второй катушки и ток в цепи первой катушки.

9.  Рассчитайте модуль коэффициента передачи по напряжению:

.

10.  В схеме рис. 5.2 поменяйте местами катушки и вычислите , где U2=Uвх=5 В, а U1-напряжение на разомкнутых концах первой катушки.

11.  Вычислите коэффициент связи Ксв индуктивно связанных катушек как среднее геометрическое из модулей коэффициентов передачи по напряжению.

12.  На основании полученных данных вычислите индуктивности L1 и L2 и сравните их сумму с результатом, полученным в п. 6. Вычислите активные сопротивления катушек R1 и R2. При этом можно использовать следующие формулы.

;

.

При высоких частотах:

;      

;    , где   - некоторая фиксированная частота, которая использовалась в опытах.

Рис. 5.1.                                                                     Рис. 5.2.      

Лабораторная работа №6
Исследование фазовращающей электрической цепи

синусоидального тока

Цель работы: Изучить методы расчета и экспериментального исследования электрических цепей, осуществляющих фазовый сдвиг между токами и напряжениями. Ознакомится со способами настройки фазовращающих цепей на заданный режим.

Рабочее задание

1.  Рассчитайте величины R и w для конденсатора, например, С=0,033 мкФ или других из имеющихся на стенде, при которых напряжение на входе и выходе (схема рис. 6.1) равны по модулю и сдвинуты по фазе на угол a=200, 300, 450, 600, 800 (Rоб – общее активное сопротивление цепи Rоб=Rк+Rp). Индуктивность катушки указана на стенде. Следует иметь в виду, что при высоких частотах активное сопротивление катушки мало по сравнению с ее реактивным сопротивлением. Необходимые формулы для расчета R и w получаются из второго закона Кирхгофа для схемы рисунка 6.1:

, где a=y1-y2. После разделения действительной и мнимой частей и переводя левой части уравнения в алгебраическую форму с учетом a<0 получается:

,

.

Откуда для  и известных С и Lк получаем:

;

.

2.  Соберите схему рис. 6.1. Установите напряжение на входе U1=5 В и найденную в п. 2 частоту генератора напряжения .