Проблемы разработки методической системы профессиональной подготовки преподавателя в университете

Страницы работы

Содержание работы

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Тимофеева З.М., Ростовский госуниверситет

На всех этапах развития отечественного высшего педагогического образования выпускники университетов составляли значительную часть высококвалифицированных педагогических кадров страны. И в настоящее время наряду с подготовкой специалистов большинство университетов России ориентировано на подготовку преподавателей для различных учебных заведений. В частности, имеется педагогическая специализация в 25 университетах страны, готовящих специалистов-географов. С другой стороны, в большинстве регионов, где в классических университетах имеются географические факультеты, педагогические вузы школьных учителей географии не готовят.

Таким образом, подготовка преподавателя-исследователя, способного эффективно решать задачи географического образования в условиях разнопрофильных общеобразовательных и профессиональных учреждений, становится одной из важнейших функций университетского образования. В этой связи уровень географической культуры, географической грамотности граждан страны в значительной степени будет определяться качеством подготовки преподавателя географии в университете. Какой же должна быть эта подготовка?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выявить и возможно полнее описать требования, предъявляемые к преподавателю географии на рубеже XXI века как со стороны общества, государства, его отдельных структур, так и со стороны личности самого преподавателя. Т.е. разработать модель деятельности преподавателя географии, в которой была бы отражена вся система профессиональных задач, которые должен решать специалист по завершению обучения. На основе этой модели с учетом региональных особенностей необходимо определить перечень дисциплин, а также соотношение количества часов отводимых на их изучение в федеральном, региональном и вузовском компонентах Государственного образовательного стандарта.

Бесспорно, современный преподаватель должен не только глубоко и всесторонне знать свой предмет, но и иметь необходимые умения и навыки обучения и развития личности, располагать собственным опытом их творческого применения. Именно поэтому в комплексе существующих проблем подготовки преподавателя в университете наиболее актуальной и нуждающейся в приоритетном разрешении, является проблема совершенствования методической подготовки.

Методическая подготовка преподавателя географии в университете - это многокомпонентная целостная система в структуре его профессиональной подготовки, направленная на формирование у студентов теоретических знаний и практических умений, необходимых для творческой реализации профессиональных функций преподавателя географии. Эта система строится на методологических основах географической науки, педагогики и психологии. Она предусматривает единство теоретической и практической подготовки, взаимосвязь различных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Особое место в системе методической подготовки занимает курс методики преподавания географии, поскольку именно он является системообразующим элементом всей методической подготовки преподавателя географии. Изучая методику, студенты применяют знания и умения, полученные при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин. При этом происходит переосмысление и углубление уже имеющихся знаний благодаря их включению в другую научную систему, в решение новых задач.

При разработке модели педагогической системы изучения университетского курса методики преподавания географии необходимо правильно выбирать и последовательно реализовывать те образовательные технологии, которые способствуют развитию методического творчества. Одним из ведущих факторов, определяющих такую направленность технологий обучения является проблематизация содержания курса, реализуемая путем построения целостной системы творческих учебно-познавательных задач, моделирующих основные типы профессиональных задач преподавателя географии. Как показывает практика, предъявление таких задач в учебном процессе становится наиболее результативным при условии системного, целенаправленного и компетентного применения технологий построения учебного процесса на крупноблочной, проблемной основе, включая ситуативную основу.

Таким образом, при разработке методической системы профессиональной подготовки преподавателя в университете особое значение имеет реализация принципа системности, состоящего в полном раскрытии содержания каждого ее элемента, описании его сущности, смысла, диагностических признаков.

Похожие материалы

Информация о работе