К вопросу о принципах проектирования современных технологий обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

К вопросу о принципах проектирования современных технологий обучения.

Е.Б. Майнагашева., Хакасский Государственный университет им. Н.Ф.Катанова.

В.П.Беспалько предельно четко сформулировал истоки методологии педагогической технологии в книге «Слагаемые педагогической технологии», представив педагогическую систему в виде двух основных частей: дидактическая задача и технология решения данной задачи. «Каждая дидактическая задача разрешима с помощью адекватной технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формой, дидактическим процессом и квалификацией учителя» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Педагогика, 1989. С.7). Главный пафос цитируемой книги был: «... превратить учебно-воспитательную работу школы из малоупорядоченной совокупности действий разных учителей в целенаправленный процесс работы педагогического коллектива».

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогических технологий позволил выделить принципы проектирования технологий обучения. К их числу многие авторы относят: принцип целостности, принцип диагностичного целеобразования, принцип актуализации педагогической информации, принцип оптимизации траектории достижения целей, объективности оценки результатов учебной деятельности, принцип адаптации процесса обучения к личности учащегося, принцип потенциальной избыточности учебной информации, воспроизводимости и тиражируемости процесса обучения, принцип педагогического сотрудничества учителя и учащихся в обучении.

Посмотрим, как исследователи трактуют эти принципы, раскрывают их сущность.

Принцип целостности – педагогическая технология должна в интегрированном и целостном виде представлять систему целей, методов, средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы.

Принцип диагностичного целеобразования – это усиление функции диагностичных целей обучения. Для достижения заданного (желаемого) уровня обучения требуется ставить цели диагностично, то есть определить их через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые (действия) учитель может реально измерить и оценить. В традиционном обучении цели ставятся неопределенно, неинструментально: «изучить теорему», «решать квадратные уравнения», «выразительно читать текст», «ознакомить с принципом действия». Эти цели не описывают результата обучения, достижение их трудно проверить. В диагностично поставленной цели действия ученика описываются в терминах: знать, уметь, применять и т.д. Сущность процесса целеполагания мы рассмотрим ниже.

Принцип актуализации педагогической информации проявляется в решении конкретных дидактических проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике преподавания, используя данную педагогическую технологию.

Современная технология обучения, по мнению большинства исследователей, предполагает:

1) обязательность внедрения в общеобразовательную практику научно обоснованных и экспериментально-проверенных нововведений, способствует ломке

Похожие материалы

Информация о работе