Понятие обеспечения права на труд и защиту от безработицы

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Понятие обеспечения права на труд и защиту от безработицы.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам обеспечение свободы труда и занятости, запрещая принудительный труд. Граждане вправе самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду, в том числе и вообще не работать. Однако, вместе с тем, гражданам РФ гарантируется и обеспечение права на труд и защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице.

Право на труд обеспечивается государственной политикой в области занятости, направленной на защиту от безработицы. Государственная политика в области занятости осуществляется в двух направлениях: 1.Защита от безработицы лиц, уже имеющих работу.. 2. Социальная поддержка незанятых лиц, желающих найти работу и приступить в ней.

Государственная политика в области занятости в соответствии со ст.5, 12 З РФ «О занятости населения в Российской Федерации» направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равной возможности каждого на выбор вида занятости, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, обеспечение социальной поддержки лиц, особо нуждающихся в трудоустройстве, сокращение длительной (более одного года) и массовой безработицы. Для работающих граждан государственная политика в области занятости направлена на охрану их труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу. Для безработных – на обеспечение их социальной поддержки, в том числе на выплату пособий по безработице, оказание помощи в трудоустройстве, бесплатное обучение, переобучение или повышение квалификации, организацию общественных работ для временного трудоустройства безработных.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая гражданам заработок или трудовой доход. В ст.2 З РФ «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливается перечень граждан, которые в соответствии с законодательством признаются занятыми. К занятым гражданам отнесены не только лица, работающие по трудовому договору, но и выполняющие работы по гражданско – правовому договору, занимающиеся предпринимательской деятельностью, проходящие военную службу, очный курс обучения в учебных заведениях и другие. Если лицо является занятым, все зависимости от того, каким из перечисленных в ст. 2 Закона видов деятельности, оно не может быть признано безработным.

Трудоустройство – это подыскание подходящей для работника работы и устройство на работу только по трудовому договору. В процессе трудоустройства возможно получение новой профессии (переобучение), повышение квалификации. Процесс трудоустройства осуществляется не занятыми гражданами с целью поиска подходящей для них работы.

 Гражданин может трудоустроиться самостоятельно, по собственному выбору, без обращения за помощью к государству, заключив трудовой договор с работодателем. И только в том случае, если он не является занятым, желает найти работу и приступить в ней, но не в состоянии трудоустроиться самостоятельно, государство гарантирует  своё содействие в трудоустройстве и материальную поддержку на период безработицы.

Безработица как социальное явление отражает уровень занятости населения. Чем он выше, тем ниже безработица, и наоборот. Уровень безработицы определяется статистическими данными о количестве лиц, зарегистрированных в качестве  безработных. Но существует и такое понятие, как скрытая безработица граждан, которые не имеют работы или иного дохода, но официально по каким-либо причинам не зарегистрированы в качестве безработных.  

Органы занятости в Российской Федерации представлены федеральной государственной службой занятости, создающей свои органы на территории РФ, а также негосударственными органами занятости.

Федеральная государственная служба занятости организована в рамках Министерства труда и социального развития. В субъектах федерации в соответствии с приказом Минтруда РФ от 22 октября 1998 года созданы департаменты занятости, которые являются юридическими лицами, представляют единую систему органов занятости на территории РФ и не входят в состав органов исполнительной власти субъекта федерации. В городах, районах и других территориях субъекта федерации департаменты создают отделы занятости населения, которые осуществляют свою деятельность на правах структурного подразделения департамента. Отделы занятости населения осуществляют непосредственную работу с населением. Органы государственной службы занятости осуществляют разработку и реализацию программ содействия  занятости населения, оказывают непосредственное содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе работников, организуют профессиональное обучение безработных граждан, осуществляют социальные выплаты безработным гражданам. Для незанятого населения государственная служба занятости  осуществляет свою деятельность безвозмездно.

Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется в соответствии со ст. 22 З РФ «О Занятости…». Источниками материальных средств в фонд занятости являются: 1. Обязательные страховые взносы работодателей в фонд занятости. 2.Дополниттельных средств, взыскиваемых с работодателей ( при отказе в организации общественных работ, в квотировании рабочих мест). 3.Добровольных перечислений юридических и физических лиц в фонд занятости. 4.Ассигнований из федерального, местного и бюджета субъекта федерации.

Ежегодно принимается ФЗ « О бюджете государственного фонда занятости населения РФ», в котором определяются источники формирования бюджета, а также конкретные цели использования средств фонда занятости.

Не государственные органы занятости образуются на уровне территорий после получения ими лицензии на право осуществление деятельности по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения. Свои услуги гражданам и работодателям  такие органы оказывают на платной основе. Государство не несет обязанностей по обязательствам данных органов перед гражданами. Гражданин может одновременно обратиться за содействием в трудоустройстве как в государственные отделы занятости, так и в не государственные органы.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Трудовое право
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
34 Kb
Скачали:
0