Инженерная экология: Учебное пособие (Рассматриваются проблемы экологии, экономического и правового управления охраной окружающей среды, технические и технологические принципы реализации природоохранной деятельности)

Страницы работы

140 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования

Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

ЛАВЦЕВИЧ В.П.

ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Утверждено редакционно-издательским

Советом в качестве учебного пособия университета

Новокузнецк

2004

УДК 504.03 (075)

Л13

Л13 Лавцевич В.П. Инженерная экология: Учеб. пособие. СибГИУ. - Новокузнецк, 2004, 127 с.

Рассматриваются проблемы экологии, экономического и правового управления охраной окружающей среды, технические  и технологические принципы реализации природоохранной деятельности.

Предназначено для студентов технических специальностей.

Рецензенты: Доктор технических наук, зав кафедрой “Естествознание и экология” НФИ КемГУ профессор В. В. Сенкус, доктор технических наук, зав. лабораторией ВостНИГРИ профессор Б. В. Шрепп .

ã ГОУ ПО «СибГИУ», 2004                                                                                               ã Лавцевич В.П., 2004

Предисловие

Курс “Экология” - это общеобразовательная дисциплина. Сегодня она введёна  в учебные планы практически всех вузовских специальностей. Тесно связанная с философией, биологией, геологией, социальными,  техническими и другими разделами науки, системно объединяя их, экология становится фундаментальной  основой  миропонимания.

Экологическая грамотность - один из показателей высокой культуры человека и общества в целом, потому-то  экологию изучают и дети дошкольного возраста, и школьники, и студенты вузов, и специалисты предприятий. Знать закономерности взаимодействия живой материи с окружающей природной средой, к каким результатам приводит это взаимодействие, что из этого получается, важно не только с позиций любознательности, но и с точки зрения выработки умения управлять природой, формирования системы действий для гармоничного развития человечества и природы.

Одна из задач дисциплины - научить студента мыслить экологическими категориями в той сфере его практической деятельности, к которой он готовится в вузе. Поэтому в учебное пособие внесены не только общетеоретические вопросы экологии, но и проблемы охраны природы, естественно вытекающие и определяемые из закономерностей взаимоотношений человека и природы. В процессе изучения курса студент выберет из книги тот материал, который необходим ему для освоения конкретной учебной программы.

Автор учебного пособия счёл необходимым внести в работу раздел об экологической ситуации в  родном крае - в том уголке страны, где мы живём. Речь идёт о Кузбассе. Если эта добавка не представит интереса для студентов других регионов, то рекомендуем поискать самостоятельно аналогичный материал об экологии своего края. Это весьма полезно  и поучительно.

Автор выражает благодарность уважаемым рецензентам за высказанные замечания и пожелания по учебному пособию, а также признательность Стрелковской О.М. и Филлиповой М.П. за их труд по подготовке работы к изданию.

Все замечания и предложения по учебному пособию читатель может направить  по адресу: 654000, Новокузнецк, ул. Кирова, 42, СибГИУ, кафедра ОЭ и БЖД.

Введение

Почему люди в последние годы так обеспокоились состоянием окружающей природной среды? Разве в древние времена оскудение природы в ближайшей ойкумене не вызывало озабоченности у народов? Разве не истощались пастбища для домашних животных, не скудели охотничьи угодья? Разве всегда человек был сыт и доволен тем, что ему давала природа? Проблема отношения человека с окружающей природной средой не возникла вдруг. Она существовала всегда, ещё задолго до того как мы произнесли слово “экология”.

Человек живет природой, он - потребитель воздуха, воды, пищи, растительного, животного мира, пространства. И когда качество этих потребительских благ ухудшается, человек ищет новые природные ресурсы, пригодные для здоровой жизни. Но людей стало много, природы - “мало” и идти уже некуда  в поисках земли обетованной, где бы можно было спастись от грязи. С планеты Земля ведь не спрыгнешь. И на доллары природу не купишь. Путь один - надо обустраивать своё планетарное жилище, чтобы и самим можно было довольно жить,  и будущие поколения людей могли сносно существовать, не проклиная своих пращуров, растранжиривших природные ресурсы.

Вот почему человечество стало лихорадочно искать пути спасения от экологического кризиса. И тут оказалось, что проблема отношения живых потребителей и природной среды вовсе не нова. Ещё сто лет назад немецкий биолог Эрнст Геккель  обобщил результаты исследований отношений между всеми видами живых существ и окружающей их  органической и неорганической средой. Он-то  и ввёл в научный оборот понятие экология. А русский учёный академик Вернадский В.И. пришёл к выводу, что взаимодействие  живой и неживой материи - фундаментальный закон природы, который применим ко всем живым существам, в том числе и к человеку.

Но человек - особое животное: он не хочет обречённо ждать своего исчезновения с лица Земли под действием модифицированной им же среды обитания. Человек ищет пути противодействия экологическому кризису и, надо полагать, такой путь будет найден.

1 ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ

1.1 ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Слово “экология” ещё 20-30 лет назад было знакомо лишь узкому кругу специалистов. Сегодня же этот термин столь широко используется, что возникает опасность потери его изначального смысла.  Экология - слово древнегреческого происхождения и означает дословно науку о доме (оikos - округа, дом; logos -  наука, изучение).

Учёные, изучавшие взаимоотношение между живыми организмами, стали называть словом экология раздел биологии, предметом изучения которого стали закономерности взаимодействия между самими живыми организмами, а также между ними и неживой природной средой.    Однако в современных условиях термином экология стали чаще всего обозначать науку, изучающую закономерности взаимоотношений человеческого общества с природной средой. Точнее этот раздел науки следует называть экологией человека. Для краткости же мы будем в дальнейшем использовать слово “экология”, имея ввиду экологию человека..

Всё чем живет человек он получает из окружающей природной среды, беря из неё энергию, вещество, информацию и тем самым изменяя её.

Взаимодействие человека и в целом человеческого общества с природной средой - объективная и неизбежная необходимость. Однако человек никогда не был безучастен к состоянию окружающей природной среды, не был только потребителем природных ресурсов. Его взаимоотношения с природой во многих случаях носил созидательный, природоохранный характер. Сначала это деятельность была стихийной, вызванной необходимостью сохранения пищевых ресурсов, а в нынешнюю  индустриальную эпоху уже сформировалась новая сфера деятельности человеческого сообщества - деятельность, направленная на охрану природы.

Сегодня понятие охрана природы определяется как  система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов,  предупреждающее прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. 

В функциональной структуре природоохранной деятельности можно выделить следующие составные части:

•  рациональное природопользование;

•  восстановление и воспроизводство природной  среды;

•  сохранение   некоторых  видов природных ресурсов;

•  охрана окружающей среды;

•  мониторинг антропогенных изменений биосферы;

•  формирование экологического сознания людей.

Под рациональным природопользованием понимается такая деятельность общества, которая направлена на повышение эффективности использования природных ресурсов, приведение объёмов производства в соответствие с их наличием, рациональное рапределение производительных сил адекватно распределению природных ресурсов, утилизацию отходов производства.

Целью рационального природопользования является снижение удельного расхода ресурсов на производство единицы полезной продукции, уменьшение удельных отходов производства и, в конечном итоге,  снижение или, по меньшей мере, стабилизация уровня затрат природных ресурсов на душу населения.

Успехи научно-технической революции, индустриализация хозяйственной деятельности дают возможность обществу воспроизводить некоторые природные ресурсы в естественных или искусственных условиях, заменять одни виды ресурсов другими. Весьма значительная часть техносферы, созданной человеком, выполняет репродуктивные функции: сельскохозяйственные культуры, животноводство, рекультивация земель и ландшафтов, лесоразведение, культивирование морепродуктов, генная инженерия и т.д. - всё это направлено на создание, воспроизводство и восстановление того, что израсходовано в процессе потребления и материального производства. В будущем эта сфера деятельности человеческого общества будет расширяться во всё больших масштабах.

Некоторые виды природных ресурсов и систем, незаменимых  и невоспроизводимых, должны  просто сохраняться в  заповедных и прочих  охраняемых зонах:  ландшафты, видовое разнообразие растений и животных, уникальные геологические объекты.

Под охраной окружающей природной среды понимается совокупность административных, технических, правовых, экономических мер, направленных на создание оптимальных условий функционирования природных систем,  в том числе человека.

Мониторинг биосферы - специальная система контроля и наблюдения за состоянием природной среды, выделения изменений антропогенного характера, оценки происходящих изменений в природе, прогноза изменений состояния природной среды в будущем.

Информация, поступающая  от системы мониторинга, должна использоваться для принятия решений по управлению природной средой, регулированию её состояния, разработки и внедрения предельных норм загрязнений и допустимых уровней воздействий.

Задача  формирования человека, разумно и бережно относящегося к природе,  является одной из актуальнейших проблем . Надо, чтобы разумное отношение к природе стало убеждением, привычкой, потребностью для каждого человека.

Формирование такого человека складывается из двух взаимосвязанных сторон: экологического воспитания и образования. Экологический аспект нравственного воспитания нацелен на формирование ценностного отношения к природе, воспитание любви к природе, Родине, на пробуждение чувств тревоги и гражданской ответственности за её состояние.

В процессе природоохранного образования человек получает знания, развивает способность понимать и критически оценивать конкретные экологические ситуации, вырабатывать навыки  практического решения проблем.

1.2 БИОЦЕНОЗ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Термин “биоценоз” [bio - жизнь+ koinos - общий ]  одно из важнейших экологических понятий был введён немецким биологом К.Мёбиусом (1877г).

Под биоценозом (биотой) понимается сообщество взаимодействующих между собой живых организмов, находящихся на одном участке среды обитания.

Биоценоз вместе с относящимся к нему участку среды обитания образует экосистему (биогеоценоз). Экосистемы по составу образующих элементов и масштабам распространения

Похожие материалы

Информация о работе