Международное право в системе международных отношений. Понятие «международное право» и его особенности

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекция № 1

Международное право в системе международных отношений. Понятие «международное право» и его особенности

§ 1. Понятие межгосударственной системы и международного права

С того времени, когда в самый разгар тридцатилетней войны в Европе появился трактат  Гуго Гроция «О праве войны и мира», международное право и международная система начали формироваться и развиваться, вырабатывая общие международно-правовые принципы и институты, по пути строительства международных отношений и для регулирования конфликтов, а также решения различных спорных вопросов на основе права. Международное право XX века можно назвать процессом конфронтации и столкновения между старым классическим международным правом и современным международным правом. Никогда прежде события международной жизни не подвергались такому пристальному вниманию мирового сообщества в целом и не оказывали такое влияние на человечество.

Международное право как правовая система, отличная от других существующих в конкретных государствах, функционирует в межгосударственной системе и является ее подсистемой.

Понятие межгосударственной системы было выдвинуто в советской доктрине международного права, в той трактовке, которая дается Г. И. Тункиным[1]. Термин же - межгосударственная система (Interstate system) - известен в несколько другом понимании в западной литературе по международному праву.

В США системный анализ основывается на общей теории систем, воспринятой рядом отраслей американской политической науки после того, как он получил распространение в естественных науках. Этот метод в приложении к международному праву предполагает наличие международной системы государств, связанных между собой разнообразными отношениями, из которых выделяются «подсистемы».

Впервые метод системного анализа международного права был предложен последователями профессора Йельского университета М. Макдугала - М. Капланом и Н. Катценбахом в работе «Политические основы международного права»[2], утверждавшими, что международно-правовая система отличается от других систем своей «горизонтальностью», то есть отсутствием иерархии в силу распределения власти между формально равнозначными субъектами системы - суверенными государствами.

Известный американский политолог С. Гофман также обращается к созданию систем международного права, но делает это исходя из результатов социологии истории, крупнейшим представителем которой на Западе является Р. Арон. Гофман[3] анализирует исторические схемы прошлых конфликтов в международных отношениях, а затем сравнивает их с современной структурой.

Р. Грегг и М. Баркун предлагают модель системы, основанную на методе сравнительного анализа политики, разработанного известным американским социологом и политологом Г. Алмондом. Грегг и Баркун применяют его метод для анализа деятельности ООН как фактора международной жизни, исследуя следующие категории: изложение интересов и их группировка; отношения между участниками и вербовка сторонников; объединения участников; регулирование конфликтов и перераспределение компетенции - авторы считают, что две последние категории особенно полезны для международно-правового анализа, а именно для выявления роли Международного суда в спорах между «богатыми» и «бедными» сторонами[4].

Сторонники системного подхода рассматривают международное право как подсистему, входящую в более общую систему политических отношений. Системный подход западных специалистов обозначает систему межгосударственных отношений либо международное сообщество государств.

Отечественные международники обозначают глобальную межгосударственную систему как  целостную систему, то есть:

Ø систему, где взаимодействует множество компонентов, основные из которых - государства; народы и нации, борющиеся за независимость; международные организации; объединения, не являющиеся международными организациями; международные органы, международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе и т. д;

Ø систему, обладающую интегративными свойствами, что означает, что свойства межгосударственной системы представляют собой результат взаимодействия ее компонентов, а не просто сумму их свойств.

Глобальная система в целом достаточно слабо интегрирована, это свойство гораздо более выражено в ее подсистемах, где взаимодействие компонентов намного интенсивнее и самих компонентов не так много. В основном выделяют региональные и функциональные подсистемы. Для восстановления и поддержания равновесия системы, для ее развития, любая целостная система обладает регулирующей способностью, которая выражается в разрешении конфликтных ситуаций и вообще международных проблем, поддержании равновесия системы и восстановления его в случае нарушения.

В качестве способов регулирования выделяют три основных - политический, силовой и международно-правовой.

Политический способ, хотя и основан на международном праве, осуществляется не путем применения конкретных норм, как международно-правовой, а путем политических договоренностей; силовым же способом вопросы решаются в соответствии с принципом «политики большой дубинки». Все три способа существовали в веках и в различных государствах получали различное признание. Например, давая оценку того, как различные школы и направления в американской международно-правовой доктрине относятся к современному подходу американского правительства к важнейшим политическим и правовым проблемам, приходится признать, что определяющим, с точки зрения влияния на практику, было еще недавно наиболее правое консервативное крыло «реалистической» школы («реализм» завоевывал себе позиции тем, что обличал консерватизм и формализм американской системы правосудия, призывая к ее обновлению). Наиболее характерным представителем этого крыла был Ю. Ростоу, занимавший при рейгановской администрации пост директора Управления по контролю над вооружениями и разоружением. Спор о том, какой элемент следует брать за основу при анализе международных отношений - силу, право или моральные принципы, был решен в то время США в пользу первостепенного учета фактора силы. Однако нарушения международного права, политика милитаризации периода «холодной войны» являлись характеристикой не только внешней политики США, да и заслуга коренного перелома в отношениях СССР-США принадлежит не только нашей стороне.

Похожие материалы

Информация о работе