Международное право в системе международных отношений. Понятие «международное право» и его особенности, страница 2

Председатель сенатской комиссии по иностранным делам конгресса США (рейгановской администрации) У. Фулбрайт указывал, анализируя внешнюю и внутреннюю политику США в различных районах мира и особенно влияние на нее войны во Вьетнаме, что над ней довлела провозглашенная в 1947 г. доктрина Трумена, которая была проникнута воинствующим антикоммунизмом и послужила одной из главных причин «холодной войны».

Сейчас мировое сообщество отвергло политику конфронтации в международных отношениях и, используя методы политического и правового регулирования международных отношений, вернулось к «практическому идеализму Устава ООН»[5].

Для повышения примата международного права в политике необходимо далее повышение роли международных механизмов функционирования международного права, включая международные организации. Необходимо также, чтобы национальное право государств соответствовало международному; подобная необходимость обусловлена не только влиянием национального права на эффективность международного, но и принципом добросовестного выполнения международных обязательств.

Практически всем земным цивилизациям с незапамятных времен была присуща в принципе одинаковая, хотя и выраженная в различных формах и посредством несхожих терминов, идея существующего миропорядка как проявления высшего нравственного и правового порядка, создаваемого божественной волей и обеспечиваемого волей земного властителя, который является избранником богов и выступает посредником между ними и людьми.

Наиболее последовательное обоснование такая трактовка получила в Древней Греции, цивилизация которой сыграла выдающуюся роль в развитии общемировой культуры, политических и правовых учений. Правовые учения древнегреческого мира оказали значительное воздействие на развитие римского права, наивысшие достижения которого нашли отражение в Дигестах Юстиниана (533 г.  н. э.) и в которых деление права на естественное (jus naturale) и положительное цивильное право (jus civile) было дополнено выделением права народов (jus gentium).

В разработках многих средневековых юристов значительное внимание уделяется уже специальным вопросам международного права. Исторической вехой на этом пути стал знаменитый труд Гуго Гроция «О праве войны и мира» 1625 г.. Будучи первым систематически изложенным курсом международного права, он принес своему автору славу отца науки международного права. Взгляды его в значительной мере подвержены влиянию средневековых богословских интерпретаций права: «Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым; а следовательно, такое действие или воспрещено, или же предписано самим богом, создателем природы». От естественного права Г. Гроций отличает волеустановленное право, которое «имеет своим источником волю» и которое бывает или человеческим или божественным. Выделяя в волеустановленном человеческое право, он отмечал, что такого рода право является или внутригосударственным правом, которое исходит от господствующей в государстве гражданской власти или правом народов, которое «получает обязательную силу волею всех народов или многих из них»[6].

Всякий правопорядок представляет совокупность норм, заимствующих свою обязательную силу из единой основной нормы, к которой сводятся, прямо или косвенно, все прочие нормы. Основная норма тем самым определяет, каковы те нормы, которые образуют данный правопорядок, и приводит их к единству. Отличие международного правопорядка состоит в том, что в нем принцип pacta sunt servanda не покоится, как во внутригосударственном праве, на высшей норме, а сам этот принцип есть наивысшая норма; это и есть тот формальный критерий, который отличает нормы, о которых идет речь, от иных и приводит их к единству. Эти нормы образуют международное право, то есть «правопорядок сообщества государств». Данная концепция международного права принадлежит Дионисио Анцилотти - крупнейшему итальянскому юристу-международнику и одному из наиболее авторитетных авторов по международному праву первой половины ХХ века[7]. По его мнению, нормы поведения, установленные путем соглашений государств, значительно отличаются от правовых норм, свойственных государствам (создание правовых норм в государстве дело органов, поставленных для населения таким образом, чтобы норма оказывалась как бы постановлением высшей воли; присутствует аппарат, состоящий из органов для принудительного осуществления права; наконец, нормы носят, по существу, всеобщий характер). В международном праве же строго ограниченное число участников, чьи особые условия и притязания часто преобладают над соображениями предметов общего свойства. Именно такими и могут быть нормы поведения государств, поэтому, по мнению Анцилотти, справедливо утверждение, что международное право по сравнению с внутригосударственным правом предстает как незавершенное и несовершенное образование, однако его «усовершенствование» путем образования государственной власти, стоящей над различными государствами, в действительности означало бы конец международного права, ибо последнее стало бы внутригосударственным правом нового государства.

Несостоятельны возражения против существования международного права, которые делаются на основании того, что в нем отсутствуют некоторые черты внутригосударственного права (речь идет только о понятии). Те, кто полагает, что речь идет о едином понятии, логически определимом, и считает существенными для этого понятия черты, присущие праву в государственных образованиях, не может не признать, что нормы, установленные путем соглашений между государствами, правовыми не являются. Совершенно иной оказывается позиция тех, кто полагает, что квалификация норм как норм права зависит не столько от их внутреннего содержания, сколько от их договорного характера, который обнаруживается в том, что нормы являются выражением определенной воли. Анцилотти считает достаточным установить, что нормы, установленные согласованной волей государств в целях регулирования их взаимного поведения, существуют вне всякого сомнения; а отсюда - законная и необходимая задача международного права - определение и исследование качества норм и приведение их в логическую систему[8].