Влияние условий надежности на безопасность

Страницы работы

Содержание работы

Влияние условий надежности на безопасность.

Очевидно, что показатели надежности не являются показателями опасности оборудования. Они могут являться таковыми только в том случае, если они превышают некоторый уровень, предел и когда оборудование становится потенциально опасным – мнимая опасность.

Реальная опасность наступает тогда, когда опасные и вредные факторы оборудования, имеющие предельные и ниже предельных показатели надежности, действуют на людей.

Как для анализа надежности, так и опасности применяется оценка риска. Находят применение показатели  абсолютного риска: как правило, это связано отношением чрезвычайных событий (ЧС) , перенесённых на 102, 103, 104, 105 ,106 численности населения и относительный риск – отнесение ЧС к отдельным факторам, деталям, посадкам, скорости движения, транспортному средству и т. д. Так, в 1960 году, анализом взлета , посадок самолетов было установлено, что одна катастрофа приходится на 106 посадок, а сравнительный анализ позволил установить требования, повышающие этот показатель в 10 раз, т. е. 107 посадок.

В некоторых случаях  и для некоторых машин (самолётов и др.) надежность непосредственно связана с аварийностью и её последствиями. Установлено , что для самолета можно ввести критерий характеризующий возникновение опасности, риска – частота аварии (1 катастрофа на 106 посадок).

Этапы повышения надежности с начала 40-х годов следующие:

1.  Увеличение качества изделий.

2.  Увеличение активной долговечности узлов и агрегатов.

3.  Улучшение конструкции.

4.  Улучшение прочностных характеристик материалов и их твердости.

5.  Снижение износа мотора и инструмента.

6.  Улучшение технического обслуживания (применение типовых графиков, периодических проверок, карт контроля, методов контроля).

Развитие теории надежности: по прогнозу показателей надежности – ожидаемая надежность; подбор конструкции соответствующих определенным требованиям; анализ последствий отказов с помощью блок- схем моделей и внесением изменений для снижения их повторений.

Условия снижения опасности и надежности оборудования.

Одной из главных причин повышения опасности оборудования является вывод из строя отдельных деталей и узлов. Это обычно происходит внезапно и часто приводит к тяжелому травматизму. Повышение безопасности и надежности особенно важно для машин и объектов,  эксплуатация которых предусматривает и эксплуатацию до предельного состояния (самолеты, грузоподъемные машины и т.д.).

Предъявляемые требования к надежности машин разделяются по последствиям в результате возможного ущерба:

Группа 1 – самые низкие требования, когда материальные последствия связаны только с затратами на восстановление оборудования;

Группа 2 – средние требования, когда ущерб сравнивается со стоимостью машин, связан с простоем оборудования, не выполнением функциональных задач.

Метод построения дерева отказов состоит в описании вариантов развития процессов и их конечных событий (изменений событий, отказов) позволяет получить последовательность состояний системы. Для больших и сложных систем это дорогостоящий, требующих значительных затрат времени процесс, связанный с возможностью появления ошибок в процессе построения вариантов. Для исключения ошибок при построении дерева отказов применяется моделирование отдельных элементов конструкций.

Дерево отказов позволяет проследить два состояния рабочее и отказавшее, т.е. по цепи показать, что будет дальше , если произойдет определенное событие. При наличии достаточно точной информации по анализируемой системе, детального и полного перечня событий  для каждого элемента, в том числе на выходе системы можно получить достаточно точное представление о надежности и безопасности работы системы. Полученная информация при большом объеме представляется в виде таблиц решений. Это исключает ошибки из-за человеческого фактора. В авиационной промышленности в качестве таблиц решений применяются карточки учёта неисправностей по перечню.

Похожие материалы

Информация о работе