Изучение потребительского поведения, страница 5

          С учетом связных рангов коэффициент конкордации вычисляется по формуле:

                    ;

где к – число переменных;

n – число ранжируемых объектов;

S- сумма квадратов отклонений итоговых значений рангов по строке от среднего ранга по всей совокупности.

;

где t – число связных рангов по i –ряду.

Таким образом, по ряду х величина Т вычисляется так:

По рядам Y и Z величина Т=0, так как в них нет связных рангов.

SТ=2.

Расчетные величины для коэффициента конкордации:

Средний ранг= 

S=(6-15)2+(8-15)2+(11.5-15)2+(14-15)2+(16-15)2+(19.5-15)2+(10.5-15)2+

+(22-15)2+(27-15)2=81+49+12.3+1+1+20.3+20.3+49+144=377.9

Между мнениями респондентов разных потребительских групп существует достаточно единодушное мнение о частоте приобретения тех или иных товаров.

Продолжение приложения 13

Для оценки значимости коэффициентов конкордации используется критерий х2 –распределение с числом степеней свободы (n-1):

;

Табличные значения:

Х2табл(a=0,05; df=9-1=8)=15.507

Х2расч> Х2табл

Рассчитанный множественный ранговых коэффициент статистически значим, то есть достаточное единодушие респондентов не является случайным.


Приложение 14

Изучение склонности потребителей к показному потреблению

Социальный статус

Склонен к показному потреблению

Не склонен к показному потреблению

Итого

Рабочий /служащий

27

44

71

Студент

47

26

73

Пенсионер

4

11

15

Частный предприниматель

14

4

18

Руководитель

9

3

12

домохозяйка

6

4

10

Военный**

---

1

1

Итого

107

93

200

Для расчета энтропии исходную таблицу в абсолютном выражении заменим таблицей в относительном выражении

Изучение склонности потребителей к показному потреблению (%)

Социальный статус

Склонен к показному потреблению

Не склонен к показному потреблению

Итого

В % к итогу

Рабочий /служащий

37,5

62,5

100

36,0

Студент

64,4

35,6

100

36,5

Пенсионер

26,7

73,3

100

7,5

Частный предприниматель

77,8

22,2

100

9,0

Руководитель

75,0

25,0

100

6,0

домохозяйка

60,0

40,0

100

5,0

100

100

Коэффициент нормированной информации

;

где  - полная энтропия переменной У, рассматриваемой отдельно, то есть без знания х;

Н(У/Х) – средняя условная энтропия У при знании Х, которая определяется по формуле:

  ;

где - энтропия, рассчитанная по каждому значению xj;

j – номер категории переменной х;

i- номер категории переменной y;

          Прологорифмированные значения pij log2 pij сведены в таблицу.

Продолжение приложения 14

Вспомогательная таблица для определения энтропии распределения

Значение

Энтропия распределения

Y1

Y2

X1

0.5306

0.4238

0.9544

X1

0.4089

0.5305

0.9394

X3

0.5087

0.3285

0.8372

X4

0.2818

0.4820

0.7638

X5

0.3113

0.5000

0.8113

X6

0.4422

0.5288

0.9710

5.2771

Таким образом, полная энтропия склонности к показному потреблению равна 5,2771.

Средняя условная энтропия составляет:

0,36*0,9544+0,365*0,9394+0,075*0,8372+0,09*0,7638+0,06*0,8113+

+0,05*0,9710=0,3436+0,3429+0,0628+0,0687+0,0487+0,0486=0,9153.

Коэффициент нормированной информации:


Приложение 15

Многомерная классификация потребителей по основным характеристикам поведения

Membership Table

----------------

Clustering Method: Furthest Neighbor (Complete Linkage)

Distance Metric: Euclidean

Row     Cluster  

---------------

1       1      

2       1      

3       1      

4       1      

5       1       

6       1      

7       2      

8       2      

9       3      

10      3      

---------------

Analysis Summary

----------------

Data variables:

     X1

     X2

     X3

     X4

     X5

     X6

     X7

     X8

Number of complete cases: 10

Clustering Method: Furthest Neighbor (Complete Linkage)

Distance Metric: Euclidean

Cluster   Members   Percent

---------------------------

1         6          60,00

2         2          20,00

3         2          20,00

---------------------------

Centroids

Cluster   X1           X2           X3           X4           X5          

--------------------------------------------------------------------------

1         2439,38      90,5917      49,2333      24,6667      2,03733     

2         5556,48      82,845       33,25        44,25        3,156       

3         9530,55      87,59        22,7         51,85        4,214       

--------------------------------------------------------------------------

Cluster   X6           X7           X8          

------------------------------------------------

1         20,7533      42,95         63,0917     

2         40,925       230,835       45,255