Ответы на экзаменационные вопросы № 1-34 по дисциплине "Психология" (Психология как наука, ее задачи, отрасли, методы исследования и связь с другими науками. Школа, семья и общественность: круг, проблемы и формы организации педагогической работы), страница 12

Роль эмоций:

1)  Отражательно-оценочная – эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и нас самих, т.е. на одно и тоже событие разные люди по-разному реагируют. Эмоции помогают оценивать прошедшие, настоящие и будущие события, включаясь в процесс прогнозирования

2)  Управляющая – психо-физиологический механизм управления поведением и поступком

3)  Защитная – связана с возникновением страхов, которые предупреждают человека о реальной или мнимой опасности, способствуя лучшему продумыванию ситуации

4)  Мобилизирующая – связана с мобилизацией резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина

5)  Компенсаторная – состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решений и вынесения суждения о чем-либо

6)  Сигнальная – связана с воздействием человека на любой другой живой субъект (внешнее проявление эмоции - экспрессия)

7)  Дезорганизующая – отрицательные эмоции могут нарушить поведение человека и вызвать пассивно-оборонительную реакцию

Положительная роль эмоций связана с положительными эмоциями, отрицательная – с отрицательными.

20. Общее понятие о воле, структура волевого действия, характеристика волевых качеств личности

Воля – форма активности человека, включающая сознательную саморегуляцию.

Воля является главным компонентом психики, обеспечивая выполнение 2ух  функций:

  • Побудительной – активность человека, которая характеризуется произвольностью
  • Тормозной - проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

Волевые действия причинно- обусловлены. Причины: природная, социальная.

Волевое действие может проявляться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.

Для сложного существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его разрешить и составления плана его осуществления.

В сложном волевом действии выделяют несколько этапов:

  1. Цель и стремление достичь ее
  2. Осознание ряда возможностей достичь цели
  3. Появление  мотивов, подкрепляющих либо опровергающих эти возможности
  4. Борьба мотивов и выбор
  5. Принятие одной из возможностей
  6. Осуществление принятого решения
  7. Преодоление внешних препятствий

Некоторые волевые качества оцениваются следующими параметрами:

    • Сила
    • Устойчивость
    • Широта
    • Направленность

Оценка волевых качеств включает:

Целеустремленность – умение подчинять свои действия цели

Настойчивость – умение мобилизовать свои возможности

Выдержка – умение затормозить своей деятельностью

Решительность – умение принимать твердые решения

Инициативность – умение работать творчески

Самостоятельность – умение действовать на основании своих взглядов и убеждений

Организованность – умение упорядочить и планировать свою деятельность

Дисциплинированность – умение подчинить свое поведение общепринятым нормам

Смелость – умение побороть страх

Исполнительность – выполнение в срок поручений и обязанностей

Волевые качества приобретаются через самовоспитание.

21.Понятие о темпераменте, история учений о темпераменте, физиологические основы темперамента, типы темперамента и их психологическая характеристика

Темперамент (лат. Temperamentum – надлежащее соотношение черт; tempero - смешиваю) – совокупность устойчивых индивидуальных психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности психических процессов и поведения (например, скорость или темп выполняемых действий).

Особенности темперамента обусловлены типами нервной деятельности.

Понятие «темперамент» ввел древнегреческий врач Гипократ (5-4 вв. до н.э.). Он предложил название типов конституции человека, которые в современности называются типами темперамента.

Его учения продолжил римский врач Клавдий Галем во 2 в. до н.э. Он полагал, что темперамент человека определяется смешиванием в теле человека 4 «соков»: «сангва» – кровь

«хоул» - обычная желчь

«мелон хоул» - темная желчь

«флегма» - лимфа, медленная кровь