Технологическая инструкция по разливке стали, страница 8

- категорически запрещается охлаждать футеровку ковша водой;

- ковш требующий небольшого ремонта(подмазка вскрывшихся швов, замена футеровки днища, носка) ремонтируют на запасном  стенде или ковшевой яме;

- участки ковша, подлежащие ремонту, очищают от шлака и прокозления. Заделку пустот площадью не более 10 см2 производят раствором песка консистенции густой сметаны, а более 10 см2 производят раствором следующего состава: песок-70 %,ставролит-30 %, жидкое стекло сверх 100 % и кирпичом;

- в случае повреждения рабочего ряда днища, последний после удаления "козла",  выкладывают заново (согласно чертежу N 243685 В) шамотным ковшевым кирпичом марок ШКУ-37,  ШКУ-39,  ШКП-37,  ШКП-39.Кирпич укладывают на ребро.

- Футеровку носка ковша производят кирпичом ША-1 №5 на растворе песка консистенции густой сметаны. Ковш очищают от мусора, остатков раствора и сдают под сушку.

8. Изготовление монолитной футеровки сталеразливочных ковшей

8.1 Применяемые материалы:

- шамотный кирпич марок ША-1 №5, ШБ-1 №5 по ГОСТ 390-96,размеры по ГОСТ8691-73;

- шамотный ковшевой кирпич марок ШКУ-39, ШКУ-37, ШКП-37, ШКП-39,

 номера изделий 27, 28, 29, 30, 31, 39 по ГОСТ 5341-98,

- песок по ТУ У 322-294-00191773-69-98;

- кварцитоглинистая масса по ТУ У 00191879-02-98;

- вода для бетонов и растворов по ГОСТ 23732-79

8.2 Монолитная футеровка ковшей выполняется  на  пескометных машинах "Орбита-1" и "Орбита-2".

8.3 Подготовку машин к работе производят в соответствии  с инструкцией по их эксплуатации.

8.4 Кварцитоглинистую массу загружают в бункер из  контейнеров «биг-бег», в количестве потребном для набивки футеровки одного ковша. При этом не допускается загрязнение массы инородными предметами.

8.5 В процессе работы исключено перемещение и качание портала машины, для чего под ее колеса устанавливают специальные башмаки.

8.6 При набивке футеровки нижняя часть формирующего упора машины должна находиться не менее, чем на 150 мм ниже уровня набиваемого слоя.

8.7 Футеровку ковша производят в следующей последовательности:

- на днище ковша наносят выравнивающий слой песка, затворенного водой, для придания уклона в сторону гнезд.  На него укладывают первый ряд кирпича ША-1 №5 на плашку, второй ряд ША-1 №5 на плашку, третий (нерабочий ряд) ШКУ-37, ШКУ-39  № 39 на ребро;

- после окончания выполнения кладки нерабочего ряда  дна  производят футеровку арматурного ряда кирпичом марки ША-1№5,четвертого (рабочего) ряда ШКУ-37, ШКУ-39 № 39 на ребро, затем  набивку футеровки пескометной машиной "Орбита";

- по высоте производят набивку футеровки на 275 мм ниже верхнего борта ковша;

- толщина набивного слоя футеровки верхней  части  ковша  должна быть 180мм, в нижней части – 270 мм, согласно чертежу N 252683А;

- по окончании набивки футеровки стен ковша, из него удаляют осыпь набивной массы, производят планировку верхнего среза набивки, выполняют кладку трех рядов кирпичом марки ШКУ-37,ШКУ-39 №16 на плашку по контуру ковша (шлаковый пояс);

-лещадь носка выполняют в четыре ряда шамотным кирпичом марки ША-1№5 на плашку;

- по окончанию футеровки ковш устанавливают на сушку.

8.8 В процессе работы машины, с целью получения  качественной футеровки, должна быть обеспечена полная загрузка  пескометной головки огнеупорной массой.

8.9 Футеровка рабочего слоя ковша должна быть гладкой, без трещин и впадин. Твердость футеровки по всей высоте ковша  измеряется литейным твердомером марки МОД 071 ТУ 2.043.513-83 и должна составлять 85-96 условных единиц.

8.10 До окончания набивки футеровки остановка машины не допускается.

9. Эксплуатация и горячий ремонт монолитной футеровки

9.1 Ковш с вновь выполненной набивной футеровкой подают  для разливки всех марок стали, кроме осевых и трубных.

9.2 Ковш с набивной футеровкой после первого налива подают для разливки стали согласно нормативно-технической документации.

9.3 После разливки стали оставшийся в ковше шлак сливают в шлаковую чашу.

9.4 Категорически запрещается для охлаждения футеровки  ковшей применять воду.

9.5 После остывания футеровки, удаляют настыли, остатки шлака и скрапа из ковша. Ковш  подают под плавку чистым.

9.6 Рекомендуется ставить ковш под первую плавку без охлаждения футеровки.

9.7 При удалении наростов шлака запрещается нарушать спекшуюся поверхность футеровки.

9.8 При местном износе отдельных участков футеровки производят ремонт массой, из которой выполнена футеровка.

9.9 Восстановление кирпичной футеровки верхней части  ковша производят в следующем порядке: сначала  удаляют  износившуюся часть рабочей футеровки до арматурного слоя, затем набивную часть футеровки выравнивают по горизонтали и выкладывают ковшевым  кирпичом.

9.10 Горячий ремонт рабочей футеровки днища  производят  при износе и разрушениях футеровки. Кладку производят ковшевым кирпичом марки ШКУ-37, ШКУ-39 № 39.Образующиеся зазоры  между  старой  и  новой кладкой тщательно затрамбовывают набивной массой.

9.11 Перед подачей ковша под плавку, сменный мастер занятый на горячих участках работ участка разливки или старший ковшевой производят тщательный осмотр ковша, определяя пригодность футеровки, кожуха, цапф, приспособлений  для крепления шиберного затвора и фланцев ковша.

10. Подготовка ковша к плавке без смены футеровки

10.1 После выполнения операций, предусмотренных п.1.1.9.ковш устанавливают на стенд или ковшевую яму. При невозможности поставить ковш на стенд или ковшевую яму, необходимо перекантовать ковш и освободить носок от шлака и скрапа.

10.2 Верхние ряды футеровки и носок ковша очищают от шлака  и скрапа.  Охлаждение футеровки ковша водой не допускается, кроме случаев, когда ковш с "козлом" направляется  на  смену  рабочего слоя футеровки. "Козел" из днища должен быть удален. В случае нарушения футеровки днища ковша, футеровка  должна быть восстановлена.