Подшипники качения. Выбор типа подшипников. Выбор схемы расположения подшипников. Расчёт подшипников качения. Конструирование подшипниковых узлов

Страницы работы

Содержание работы

1.  ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ

                     1.1. Выбор типа подшипников

Подшипниковые узлы комплектуются из деталей высокой точности изготовления и монтажа, которые требуют строгого выполнения правил эксплуатации. Первым ответственным шагом конструктора является назначение типа подшипника, пользуясь исходными данными и предварительно принятыми конструктивными решениями.

На выбор типоразмера подшипника влияют:

1)  величина и направление нагрузок (радиальные Fr1и Fr2и осевая Fa в Н);

2) диаметр шейки вала d, мм, совпадающий с диаметром отверстия внутреннего кольца подшипника;

3)  частота вращения одного из колец подшипника п в об/мин; для подшипников сателлитов планетарных редукторов – относительная частота вращения;

4)  сведения о наличии или отсутствии вращения наружного кольца подшипника, влияющие на выбор кинематического коэффициента V;

5) необходимый ресурс Lhв часах;

6) характер нагрузки (спокойная, умеренные толчки и др.), учитываемый коэффициентом режима нагрузки Kб;

7)  температура окружающей среды;

8) особые требования к подшипнику, предъявляемые конструкцией узла машины или механизма и условиями его эксплуатации (самоустанавливаемость для компенсации перекосов вала или корпуса, плавающие валы или опоры, повышение жёсткости и точности вращения, класс точности подшипника и т.п.).

Несущая способность подшипника, выражаемая динамической С и статической С0 грузоподъёмностью (в ньютонах), зависит от следующих факторов:

1)  формы тел качения (роликоподшипники  имеют  бóльшую площадку контакта и соответственно бóльшую грузоподъёмность);

2)  числа тел качения, размещаемых между кольцами;

3)  числа рядов; два ряда и более могут нести, естественно, бóльшую нагрузку;

4)  ширины подшипника В, наружного диаметра D, диаметра тел качения dwпри неизменном внутреннем диаметре d; с ростом номера серии они увеличиваются и повышают несущую способность;

5)  точности изготовления подшипника; с повышением точности уменьшается разница в диаметрах тел качения и распределение нагрузки по ним приближается к теоретической; при отсутствии особых требований принимают класс точности 0 (нормальный) по ГОСТ 520.

Условные обозначения подшипников качения содержат информацию о вну-треннем диаметре подшипника d, его серии, типе, конструктивных особенностях и классе точности. Все перечисленные характеристики обозначаются цифрами. В общем обозначении:

цифры, отсчитываемые справа, обозначают:

1-я и 2-я, помноженные на 5, дают d(см. пример ниже);

3-я и 7-я (чаще только 3-я) – серию подшипника; например, 2 – легкая серия, 3 – средняя и т.д.,

4-я – тип подшипника (см. ниже);

5-я и 6-я – конструктивные особенности;

8-я – класс точности, который указывают перед обозначением подшипника через черточку: 0 – нормальный класс, 6 – повышенный, 5 – высокий и т.д. Нули, стоящие в обозначении слева, в том числе класс точности, не показывают.

Тип подшипника зашифрован цифрой (четвёртой справа):

тип 0000 - шарикоподшипник радиальный однорядный; например, в обозначении подшипника 180208  цифра 0 на четвёртом месте справа соответствует радиальному шарикоподшипнику легкой серии (2) с внутренним диаметром d = 40 мм (последние две цифры 08 × 5)  с двумя защитными шайбами (8) и двусторонним уплотнением (1); класс точности – нормальный (0 слева опущен);

тип 1000 - шариковый радиальный двухрядный сферический подшипник;

тип 2000 - роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами (например, буксовые подшипники подвижного состава);

      тип 3000 - роликоподшипник радиальный сферический двухрядный;        тип 4000 - роликоподшипник игольчатый;

тип 5000 - роликоподшипник с витыми роликами;

тип 6000 - шарикоподшипник радиально-упорный;

тип 7000 - конический роликоподшипник (радиально-упорный);

тип 8000 - упорный шарикоподшипник; тип 9000 - упорный роликоподшипник.

В общем случае без обоснований можно принимать шарикоподшипник радиальный однорядный типа 0000, выпускаемый как изделие массового производства и наиболее дешёвый. Такие подшипники следует принимать для цилиндрических редукторов и в конструкциях с небольшими осевыми нагрузками. Относительные характеристики подшипников наиболее распространённых типов приведены в табл. 1.

  Таблица 1. Сравнительная характеристика подшипников качения

Тип подшипника

Обозначение

Изображение на схемах

Относительная радиальная

 грузоподъёмность

Относительная быстроходность

Относительная стоимость

Шарикоподшипник радиальный

однорядный

0000

Рис. 1, а, д, е

1

1

1

Роликоподшипник с короткими цилиндрическими роликами

2000

Рис. 1, б

1,5

1

1,2

Шарикоподшипник радиально-упорный с углом контакта a = 26°

46000

Рис. 1, г

1,2

1

1,8

Роликоподшипник радиально-упорный (конический) однорядный

7000

Рис. 1, в, д

2

0,7

3

Шарикоподшипник упорный однорядный

8000

Рис. 1, е

-

0,3

1,1

1.2.Выбор схемы расположения подшипников

Похожие материалы

Информация о работе