Социально-экономические функции потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ

ОТНОШЕНИЯМ

Ключевые слова: социально-экономические функции, переходная экономика, потребительская кооперация, материально-техническая база, отношения собственности, рынок, спрос, конкурентная среда, конкурентоспособность, издержки обращения, льготное обслуживание населения.

Объектом исследования является потребительская кооперация как общественно-экономическая организация и субъект хозяйствования.

Цель работы: на основе анализа экономического механизма и основных направлений деятельности потребительской кооперации раскрыть наиболее важные ее социально-экономические функции, обосновать пути и методы практической реализации этих функций в условиях современного этапа развития.

Основные методы исследования: системный подход и системный анализ, сравнение, анализ и синтез, корреляционно-регрессионный анализ, методы социологических обследований.

Научная новизна полученных результатов: сформулирована и обоснована система социально-экономических функций потребительской кооперации, показана взаимозависимость этих функций, разработана концепция реформирования отношений собственности в потребительской кооперации, обоснован механизм взаимодействия эффективности использования материально-технических и трудовых ресурсов и решения социальных проблем, установлено, что успешное осуществление кооперацией своих уставных задач связано с реализацией таких ее функций, как участие предприятий и организаций в формировании цивилизованной конкурентной среды, системное и выгодное для пайщиков удовлетворение их дифференцированного спроса, защита слабо социально-защищенных категорий пайщиков и обслуживаемого населения, разработано положение, что одним из важнейших факторов в осуществлении потребительской кооперацией присущих ей социально-экономических функций является оптимизация издержек обращения.

Область применения: результаты исследований приняты к использованию в деятельности Гомельского облпотребсоюза, Житковичского горкоопторга, Светлогорского райпо Гомельской области, а также в учебном процессе Гомельского кооперативного института.

деятельности кооперации, в том числе и потребительской, носят двойственный характер. С одной стороны, это высокоэффективная работа на рынке, с другой — удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей объединившихся в кооперативы людей на выгодных для них условиях. Очевидно, что и выполняемые потребительскими кооперативами функции следует определять исходя из этой двойственности.

Реалии переходной экономики, характеризующейся неустойчивостью, снижением реального уровня жизни значительной части населения, требуют глубокого теоретического изучения, на основе

Похожие материалы

Информация о работе