Раннее русское храмостроительство. Ранние русские иконы. Деревянное церковное зодчество. Искусство нового времени на Западе. Синодальный период, страница 21

Многошатровые – промежуточные между шатровыми и многоглавыми.

4. Многоглавые. Наиболее эффектный тип. Самый эффектный – в Ки,жах. Это погост – административный центр. Большинство храмовых комплексов представляют из себя трехчастную композицию: летний, зимний храмы, колокольня. Бывают разные варианты.

Преображенский летний 22-главый храм – мощнейший объем, в котором только часть использована как богослужебная. Центральная часть венчается "небом", на котором может делаться роспись. Верхний объем предназначен воронам и галкам, потому что не используется изнутри. Форма храма – восьмерик, такая форма дает возможность емко использовать пространство. Отрезок каждого бревна не больше 6 метров, но стен много, поэтому получается большой объем.

Покровский зимний храм по своей архитектуре в нижней части не отличается от клетского типа, а вверху на восьмерике многоглавие. На той схеме, по которой сделан Преображенский храм можно было бы сделать и другое завершение (шатровое), т.е. схема плана не всегда определяется из внутренней структуры.

Наиболее интересный и сложный храм из многоглавых на Кольском п-о г. Кола, где сейчас стоит достаточно старый храм, поставленный на месте этого храма. Трехпрестольный храм, есть галерея, которая соединяет 3 основных объема.

В северных селениях центральные комплексы были очень своеобразны. Они очень хорошо рассчитывались с точки зрения визуального восприятия. Опыт строителей запечатлевался в каждом последующем поколении. В нынешнем архитектурно-строительном Университете был зав. кафедрой Ушаков, который ездил по северным селам, пытаясь вычислить, как это всё было. Простой комплекс, состоящий из двух элементов: храм и колокольня, другой – два храма и колокольня. Они всё время стоит сложно, по диагонали, чтобы выглядеть более живописно. Расстояние от основания одного храма до стенки следующего храма равно двум высотам первого храма, потому что, если выйти из того храма и посмотреть на соседний, то самый оптимальный угол д.б., чтобы было такое отношение, чтобы увидеть целый храм. Расстояние, равное двум высотам, всё время повторяется в этих комплексах. В Архангельском 4 элемента, стоят по диагонали, и между ними присутствуют 2 высоты. В другом месте не по диагонали, а по концам треугольника, но это тоже не схема "в лоб". Учет двух высот включают и учет рельефа. В монастырских комплексах тоже всё расположено по определенным законам.

Итак, в эту позднюю эпоху XVII века мы видим большое многообразие тем.

08.04.2000

7.  Искусство нового времени на Западе

Это пролог к нашему синодальному периоду. Эпоха Возрождения. Раннее возрождение – до конца XV века – квадраченто, затем чинквеченто XVI век – пятисотые годы – это самое роскошное время "высокого" Возрождения, а после этого позднее Возрождение.

В XV веке с завершения строительства храма Санта-Мария ......... во Флоренции ведет свой отчет эпоха Возрождения. Купол был завершен именно в XV веке и является новой довольно смелой конструкцией. В пример из творчества этого архитектора можно привести в пример Воспитательный дом во Флоренции или капелла Пацци. Рим был перепланирован, чтобы дать возможность паломникам легко передвигаться от одного объекта к другому.

Браманте – храм в Риме по типу ротонды – темпьетто (храмик).

Храм в Милане Санта Мария де ла грация, где находится фреска Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".

К эпохе же возрождения относится и создание храма св. Петра в Риме, который не имел тогда магистрали прямой, ведущей к нему (это ХХ век). Несколько архитекторов принимали участие в строительстве храма. Были сооружения базиликального и крестово-купольного варианта. В конце концов в основу был положен проект Микелянжело. Храм решен по схеме крестово-купольного храма. 4 апсиды, направленные в 4 стороны. Храм пятиглавый. Это лишнее свидетельство того, что значительным стимулом для Возрождения было то, что после падения Византии огромное количество греков жило в Италии, и здесь есть определенные вещи, связанные с активным влиянием павшей Византии. К сожалению, итальянцы не выдержали такой архитектуры, и они пристроили к нему. Реализован трехглавый храм. Из-за того, что в XVII веке построена передняя часть, вытянутая вверх, купол "заваливается" внутрь, и храм немного теряет свое величие из-за этого нелепого фасада. Микелянжеловский замысел виден с боков и сзади. Колоннада построена архитектором Бернини в XVII веке.