История церковного пения: Тематика лекций с поурочной методической разработкой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

песнь,   воспетая  антифонно  Моисеем с мужами и затем его сестрой Мариам с женами, при переходе через Чермное море (Исх. 14,30; 15, 1-18). В благодарственном псалме, воздающем хвалу Богу после уничтожения войск фараона, широко разверстывается тема чудесного спасения народа Божия. В него включается совокупность чудес Исхода, завоевания Ханаана и даже построение Храма Иерусалимского. Смысл гимна: Господь есть единственный Владыка мира и истории. Песнь эта читается и поется в Великую Субботу и составляет первый ирмос церковного канона. У евреев музыка и пение не были искусством, они принадлежали религии, богослужению. Областью их была не область художественного творчества, а область религиозно настроенного сердца, религиозного вдохновения, почему творцы религиозных песен у евреев были по преимуществу пророки. Дабы народ Израильский опять не стал поклоняться иным богам,  Моисеем была написана песня – исповедование строгого единобожия.  “И сказал Господь Моисею: итак, напишите себе слова песни сей, и научите ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых… И когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их…И написал Моисей песнь сию в тот день,  и научил ей сынов Израилевых” (Втор. 31,20-22). Великая “Песнь Моисея” – замечательное лирическое произведение, прославляющее Бога Израилева, единого истинного Владыку мира. Как полагают исследователи, до своего включения во Второзаконие она являлась самостоятельным произведением.

Библия. Ветхий Завет. (Быт. 4,21;23-24), Быт. (14.31; 15,1-3).

А.П. Лопухин “библейская история” стр. 17, 109

2

урок

Тема: Еврейское богослужебное пение. Псалтирь. Псалмодия. (Галлел).

Во всем древнем мире музыка применялась для возбуждения доброго духа или для изгнания злого. “И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл,- и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него” (1 Цар.16,23). Струнный инструмент, напоминающий наши гусли или арфу, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения, назывался Псалтирь (Псалтирион). У Израиля, как в соседних странах – Египте, Месопотамии, Ханаане - всегда процветала лирическая поэзия. Ее образцы встречаются во многих книгах Библии: например, песни  Моисея, Новозаветные песни “Ныне отпущаеши”, “Величит душа моя Господа”.

Псалмы – “хвалебные песни” - древнейшие песнопения еврейской Службы, появление которых относится еще к XIII веку до Р.Х.  Развитие жанра происходило на основе библейской книги Псалтири составленной царем Давидом. Византийские псалмы имели строфическое строение, строфы нередко выделялись акростихом еврейского алфавита. Поскольку еврейской поэзии не были свойственны ни метрическое или силлабическое стихосложение, ни рифмы,- структура создавалась за счет приемов литературного параллелизма; использование анафор  – повторение слов в начале строфы, и эпифор – повторения в конце. Иногда между строфами псалма проходил рефрен (например, “Всякую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя” пс.41). Известно, что у первых христиан были в особенном употреблении псалмы Давида.  Книга Псалтирь с принятием христианства вошла в плоть и кровь русского человека, и православие без Псалтири не воспринимается. И если мы исключим ее из богослужебного употребления, то у нас ничего не останется в богослужебной практике. Часто псалмы имеют надписание “Начальнику хора, псалом Давида” или “начальнику хора на музыкальном орудии”. Есть определенные названия и также способ их исполнения того или иного псалма

Похожие материалы

Информация о работе