Экуменизм католический. Магистральные идеи католического учения о экуменизме, страница 2

Католическая Церковь с первых дней экуменического диалога между деноминациями всего христианского мира пристально следила за развитием ситуации. Традиционной направленностью Католической Церкви всегда была уния. Согласно экклезиологии тех времен, Римская Церковь отождествлялась с единственной истинной Церковью Христовой. Другие Церкви должны были принять это, а также власть Римского Папы над всей Церковью и другие догматы определенные Римской Церковью. Но в конце 19 века при папе Льве 13 начала наступать новая атмосфера в отношениях между католичеством и иными церквями. Так, например, в религиозной печати широко обсуждались экуменические диалоги французского католического священника Порталя с англиканским богословом лордом Галифаксом. Папа создал в 1895 году комиссию, чтобы вести богословское изучение вопросов затронутых в этих дискуссиях. Контакты прервались из-за того, что католическая сторона признала незаконность англиканского рукоположения и на этом была поставлена точка. [7]

Подобные экуменические инициативы с католической стороны возобновились лишь в 20-х гг, когда бельгийский архиепископ Мерсье, собирал в своей резиденции (г. Малине) представителей католической и англиканской молодежи. Эти встречи-дискуссии, на которых было сделано немало, в смысле разрешения богословских вопросов препятствующих воссоединению церквей прервались в 1926 г., из-за смерти кардинала Мерсье.

Присутствие русских эмигрантов в Зап. Европе стимулировало контакты между католической и православными сторонами. В 1925 г. в г. Ame (Бельгия) о. Ламбером Бодуэн был основан монастырь восточного типа, имеющий целью ознакомление католиков с восточным христианством. В этом доминиканском монастыре службы шли и по Западному и по Восточному обрядам. Немного позже монастырь был перенесен в г. Шевтонь (Бельгия). В середине 20 века были построены католический храм и храм Восточного обряда, полностью имитирующий традиционные православные храмы. Внутреннее убранство, обряды абсолютно не отличаются от принятых в России (за исключением таких нюансов, как поминовение на ектеньях Папы Римского и др. особенности). В последнее время в России пользуются популярностью записи хора братии этого монастыря. Эти записи (постные, пасхальные) даже можно купить во многих православных храмах. [8]

Этот же монастырь издает экуменический журнал «Иреникон».

Другая инициатива подобного рода была предпринята французским доминиканцем о. Кристофом Дюмоном. Им, вместе с русской эмигранткой-католичкой Юлией Данзас, в 1926 году был создан в Париже Центр религиозных исследований «Истина», который действует до сих пор и выпускает журналы с тем же названием.

«Тормозящее влияние» [9] на эти предприятия оказала папская энциклика «Морталиум анимос» (1928), в которой Пий 11 осуждает экуменическое движение как панхристианское и ведущее участников к религиозному индифферентизму. В частности этой энцикликой запрещалось даже упоминать выражение «союз церквей».

Однако энциклика не остановила развитие экуменических контактов и диалогов. В 1935 году француз о.Поль Кутюрье предложил провести «неделю молитв о единстве христиан». Это было возобновлением традиции начала века, когда проводились недели молитв «для возвращения в лоно Римской Церкви еретиков и схизматиков», как они официально назывались. Данные молитвы о единении христиан проводятся и поныне с участием представителей различных конфессий.

Отношение Католической Церкви заметно изменилось после вступления на престол понтифика Иоанна 23. По воспоминанию очевидцев это был человек подлинно духовной жизни, яркий оратор, общественный деятель, смиренный молитвенник и архипастырь. [10] Сегодня в Католической Церкви всерьез обсуждается вопрос о канонизации этого Папы. Этот Папа впервые как предстоят ель Католической Церкви заявил, что необходимо тесно сотрудничать с христианами различных деноминаций и, особенно, с православными. Именно этот Папа созвал Ватиканский Собор, проведший революционные преобразования в канонике и богословии Католической Церкви. На Собор были приглашены «наблюдатели» из других христианских конфессий и больше всего их было со стороны православных [11] . После смерти первоиерарха Католической Церкви папский престол занял Павел 6.

Важным деянием собора было и формулирование католического отношения к экуменизму, что выразилось в специальном декрете «Unitaris redintegratio» (Декрет об экуменизме). [12] Декрет был обнародован 21 ноября 1964 года. Уже в первых строках декрета ясно выражены задачи Собора и данного догматического документа: « Способствовать восстановлению единства между всеми христианами - одна из главных задач Священного Вселенского Второго Ватиканского Собора».