Кристаллизация этнической идентичности в процессе массовых этнофобий в Российской империи (2-ая половина XIX века), страница 3

В начале 1860-х гг. получили распространение и идеи панславизма, заявившего о себе сначала в форме идеологических манифестов на страницах печатных изданий, а затем и в виде различного рода проектов, главной целью которых стала организация и проведение славянского съезда. Грандиозный съезд в Москве, по мысли его инициаторов, должен был ознаменовать единство славянских народов, утраченное некогда и вновь восстанавливаемое.

Любопытно, что на первых порах верховная власть весьма настороженно относилась к движению за славянскую солидарность: к примеру, митро6

полит Филарет усматривал в масштабных планах Н. Ф. Погодина,

А. Ф. Гильфердинга и других апологетов панславистской идеи опасность разрушения устоявшегося канонического мифа об основании российской государственности. Но движение очень скоро получило массовую поддержку, постепенно обрело влиятельных сановных покровителей. Несколькими годами позже смена исторической парадигмы все же состоялась, знаменуя утверждение новой «сакральной даты начала» и место Рюрика заняли Кирилл и

Мефодий, символизировавшие духовное единство славян (10).

Общественное сознание, проникшееся панславистскими идеями, легко и безболезненно приняло свою славянскую идентичность, которая, по сути, воспринималась, как более широкая категория все той же русской идентичности. Какой-либо оппозиции по линии русский — славянский не возникло.

Подъем польского национально-освободительного движения «подоспел» в самый разгар всех этих оживленных веяний и устремлений. Он незамедлительно был расценен российской общественностью, как предательство и детерминировал бурный рост националистических настроений снизу и сверху. Такие настроения активно подогревались М. Катковым и его соратниками, всячески стремившимися разжечь русский этнический национализм.

Столь однозначно негативная реакция общественности на восстание подтолкнула правительство к максимальному ужесточению карательных акций против польского народа. Давление Лондона и Парижа на Петербург и русофобские статьи в западной прессе лишь усугубили ситуацию. В едином порыве против поляков объединилась практически вся правящая, чиновничья и образованная Россия. Охватившая общество фобия дала новый мощнейший толчок движению за русскую национальную солидарность. Этому несомненно способствовал этнический характер польского национальноосвободительного движения. По мнению А. Каппелера, целью национального движения русских было слияние этнической группы русских в единую нацию и преодоление разрыва между элитой и массами, между высокой и народной культурой (11).

7

Базовым интегрирующим фактором для русских выступала прежде всего конфессиональная компонента (в частности, противостояние по линии православие — католицизм, уходящее корнями в историческое прошлое и на протяжении столетий подогревавшееся с обеих сторон). «Нет даже надежды, чтобы католики когда-нибудь слились с православными — не потому можно сказать, Поляк или Литвин недруг Русскому, что он только Русский, но собственно потому, что он не католик» — такой «безутешный» диагноз ставили сами власти (12).

В русском народном сознании издавна сформировался образ поляка —

конфессионального чужака. Бытовое поведение поляка, его одежда воспринимались, как знаки его католической принадлежности. А католик ассоциировался с нечистой силой. Поскольку в народной среде отражение исторической действительности очень часто происходит на бессознательном уровне, многовековая и весьма непростая история российско-польского сосуществования «накопила» великое множество мифов и легенд, неустанно подпитывающих опасливо-враждебные взаимоотношения двух народов. Вот образчики фольклорного творчества, выражавшие суть негативных стереотипов с одной стороны: «лях — душа поганая»; «проклятые недоверки»; «нечестивые ляхи». На Украине бытовало множество порочащих поляков сюжетов. Там рассказывали, что первого ляха святой Петр сделал из пшеничной муки, но его съела собака. Тогда святой Петр стал бить собаку и выбил из неё много ляхов (13).