Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 44

По учению Иоанна:

1.  Жертва Христова «есть умилостивление за грехи наши» (1Ин. 2:2). «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).

2.  Она являет Божественную Любовь. «Любовь познали мы в том, что Он положил душу Свою за нас» (3:16).

3.  Она научает нас подражать Божественной любви. «Мы должны полагать душу свою за братьев» (3:16).

Еретики, отвергающие реальность воплощения Бога, прочитав Иоанна, должны были бы сделать выводы о том, что:

+ Не веря в Силу страданий Христа, они не восприняли очистительного действия Крови,

+ Не увидели Божественной к нам любви,

+ Не имеют примера, руководствуясь которым возможно было бы явить высшую любовь к ближнему.

3. мм: Учение Первого послания о грехе (Этическое неправомыслие докетов).

Один из ключевых и часто-употребимых терминов Первого послания Иоанн – «грех». В суждениях Иоанна о грехе можно выявить некоторое противоречие:

А) С одной стороны, Иоанн говорит о возможности христиан не грешить. Более того, безгрешная жизнь есть критерий истинного христианства:

«Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин. 3:6).

«Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; т он не можёт грешить, потому что рождён от Бога» (1Ин. 3:9).

«Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин. 5:18).

Б) Но, обратим внимание и на некоторые противоположные высказывания Иоанна Богослова. Иоанн предостерегает от лжеучений, согласно которым человек уже в этой жизни способен стяжать совершенство:

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин. 1:8).

«Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин. 1:10).

Как разрешить два ряда расхожих высказываний? ММ:

● Во первом случае Иоанн говорит о реальной возможности стяжания безгрешности теми христианами, которые верят в реальность Страданий Богочеловека. Вот цитаты, в которых оказываются соотнесены Дело Христа с прощением и чистотой христиан:

«Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7).

«Если исповедуем грехи [наши], то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).

● Теперь о втором ряде цитат. По-видимому, те люди, которые считают себя безгрешными и на которых сетует Иоанн, являются теми же персонажами, которые отвергают и реальность Боговоплощения. Значит, в данном случае Иоанн отвергает безгрешность еретиков, неверующих в реальность Боговоплощения и Страдания.

мм: Итак, безгрешность и чистота не могут быть следствием личной заслуги, но следствием Искупительных Страданий Христа. Если же у еретиков докетов нет веры в реальность Боговоплощения, то нет веры и в реальность Крови, пролитой Спасителем. А значит, очистительная сила Крови Спасителя не действует в них. Значит и грех на них.

Как видно, неправомыслие в вопросах вероучительных неизбежно приводит к искажениям в этической сфере. Если человек не видит в себе греха, не считает себя виновным, то для него, как для докетов, будет непонятен смысл Крестной Смерти Господа. А если необходимость Искупительной Жертвы не осознаётся, то отвергается и сама эта Жертва, а затем и реальность Воплощения.

В этом же контексте следует понимать самобытное различение Иоанном двух видов греха: «греха не к смерти» и «греха к смерти» (1Ин. 5:16). По поводу понимания того, что есть «грех к смерти», а что есть «грех не к смерти», среди толкователей имелись разные суждения:

● В Толковой Библии «грех к смерти» мыслится подобным хуле на Духа Святого (Мф. 12:31-32) и определяется как решительное, сознательное и намеренное отпадение от веры в Боговоплощение (1Ин. 4:3) и от любви к ближнему (1Ин. 3:10).[82] В этом же ключе интерпретируется мысль Иоанна в протестантской экзегезе.[83]

Примерно в этом ключе мыслил митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев), когда говорил, что хулить Духа Святого, это значит «вносить в Церковь пороки жизни»; то есть, с помощью церкви стремиться осуществить свои коварные замыслы, например, преднамеренно подавать записку за живого как за усопшего.[84]