Святоотеческие толкования ветхозаветных священных книг, их методы и значение для православной библейской экзегетики, страница 2

Чем выше уровень духовного состояния человека , тем глубже он постигает смыслы , заключенные в Писании. Еще в Нагорной проповеди Христа в словах « Блаженны чистые сердцем , ибо они Бога узрят»(Мф.5.8) скрывается ключ к уяснению , почему именно они постигают Бога и смысл Писания. Ум , возвышенный до Бога , преображенный , просвещенный познанием выше-естественным , перестает пресмыкаться по земле и способен к уяснению высших тайн богословия и бытия. «Подлинное богословие не есть домыслы человеческого ума-рассудка или результат критического исследования , а поведание о том бытии , в которое действием Святого Духа человек был введен»

Соответственно и знание подвижника , полученное непосредственно от Бога во много раз ценнее и подлиннее , нежели «исследования от ума».

Безусловная сложность экзегезиса всякого библейского текста - усмотреть за прямым , внешним смыслом его подлинное значение. Как рационалистические критики прошлого , так и современные скептики обвиняют православных экзегетов в предвзятости.  Действительно , как можно усмотреть за войнами , интригами , жестокостью Ветхого Завета лучи Откровения ? Не придумывают ли православные экзегеты то , о чем свидетельствуют ? Однако это не так, и мессианский смысл присутствует в Писании , однако , как уже говорилось , он скрыт , он не лежит на поверхности. Св. Исаак Сирин писал : «когда приступаешь к Писанию , исследуй , куда ведет каждое слово , что бы измерить и постигнуть со всей силой различения глубину и святость сокрытого в нем смысла. Те , кого благодать на протяжении всей жизни вела к просвещению , непрестанно ощущают как бы духовный луч , пронизывающий стихи писания , и различают в Духе слова и их глубинный смысл...Когда читает человек эти стихи с помощью проницающего Духа , сердце его так же проясняется и умиротворяется. Сила Божия дарует его душе чудесное понимание , блаженнейшую премудрость.» [12] Укорененный в Предании Церкви богослов и библеист , человек ведущий духовную и аскетическую жизнь , вступающий в общение со Христом в таинствах безусловно придет к правильному пониманию Св. Писания , если не свернет с этого пути и проявит научную настойчивость. Это подтверждает и опыт св. отцов. «Когда я ложусь , -пишет св. Григорий Нисский ,- я думаю о Слове Божием. И забываясь во сне я думаю о нем же. И просыпаясь и бодрствуя , не отнимаю ум от живительной влаги божественных Словес.» [13]

Однако , если современный экзегет и не сталкивается с трудностями при исследовании внешнего смысла Библии , слишком много за последнее время наука (филология , археология , история , гебраистика) сделала для этого , то трудности , безусловно поджидают исследователя на глубинных уровнях смысла Писания. Особенно сложны для уяснения аллегорический , этический и мистический смыслы. Но и здесь возникает вопрос , о котором упоминалось выше. Не выдает ли православный экзегет желаемое за действительное?

Для уяснения данного вопроса следует остановиться на прообразах мессианского времени. В Новом Завете неоднократно указывается на прообразовательный характер ветхозаветных событий или фактов. Сам Господь Иисус Христос относил значение Ионы пророка и медного змия к Себе. «Якоже бе Иона во чреве китове три дня и три нощи , тако будет и Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи»(Мф. 12.40) и : «и якоже Моисей вознесе змию в пустыни , тако подобает вознестися Сыну Человеческому»(Ин.3.14) И в других местах новозаветных Писаниий ясно засвидетельствованно , что какие-то внешние реальные события или предметы служат для прообразовательного указания на Господа Иисуса Христа. Так , например , агнец Пасхальный считается прообразом страждующего Христа , к Которому применяется правило из устава заклания агнца : «кость не сокрушится от него» (Ин. 19.36) и Который прямо называется  «пожренною за ны Пасхою».

Святая Православная Церковь еще более расширила область ветхозаветных прообразов и почти в каждом ветхозаветном событии , в каждом отдельном лице Священной Истории видит прообраз события новозаветной истории или истории Церкви.

Однако возникает вопрос. Если вся ветхозаветная история таинственным образом указывает на Мессию , на новую мессианскую эру , что и могут в молитвенном опыте понимать православные аскеты и святые , то почему Господь сразу ясно не сказал об этом ? Почему Господь так таинственно и прикровенно указал на Мессию ? По словам известного русского догматиста митр. Макария (Булгакова) это произошло потому , что : «...бесконечная благость , нисходя к немощи человека , облекала высокие свои обетования и пророчества о Мессии в чувственные образы , чтобы тем сильнее напечатлеть их в памяти народа и всегда представлять их как бы пред его глазами». [14]