Очерк истории взаимоотношений Семинарии и детского дома

Страницы работы

Содержание работы

Ч А С Т Ь     П Е Р В А Я .

Что есть в жизни более прекрасное, чем дети? Очень трудно не умилиться, видя нежное наивное личико, такое открытое, беззлобное. И иногда подумаешь, вздыхая: «Господи! Ну почему мы уже не такие?»

Что-то бесценное потеряно: невозвратимо дорогое, детское ощущение полноты мира, вера без задней мысли, всем сердцем, не сомневаясь. Мы уже не дети, но от этой мысли становится грустно.

Если бы не было в мире детей, то все, наверное, превратились бы в подозрительных скептиков, бездерзновенных, неспособных всего себя до конца отдавать чему-нибудь. Потому что только дети учат нас жить не частью своего сердца, а всем сердцем, не только умом участвовать в какой-нибудь ситуации, но и чувствами, и волей. Нет ни одной частички души, которая осталась бы у ребёнка равнодушной. Детям чуждо лицемерие. Дети - это самая чистая искренность во всём. И для нас они всегда зеркало, в котором мы можем увидеть свою неправду.

Ф.М. Достоевский замечательно подчеркнул основную суть всего происходящего в мире - непрерывной битвы добра со злом на поле сердец человеческих. Продолжая его мысль, скажем, что главное сражение в этой битве происходит на поле детских душ. Кто завоюет с самого начала это поле, тот лучше укрепится на нём и тем легче не даст отнять у себя занятую территорию. Душа ребёнка - чистая страничка. Бери чернила и пиши в ней то, что можешь. Бог - Творец детских душ - дал нам в руки Свое бесценное творение. Как это ответственно! Как великий Художник удостоил отдать кисть Свою в руки жалких подмастерьев. Что мы ответим Ему, если не оправдаем оказанного доверия и испортим холст, которым является живая душа - образ Божий. Но мы не можем и отказаться от этого труда, потому что мы живём вместе, мы одно целое - взрослые и дети. Нельзя убежать от детей. Они догонят нас, если не в этой жизни, то в вечности. Мы не можем не видеть их, они всегда рядом, они смотрят на нас, ловят каждое слово, движение, реагируют на наши чувства, подражая нам, воспринимают наши привычки, желания, черты характера. И вот, сами того не замечая, мы нарисовали свой портрет. Будет ли он хорош? Это зависит от того, каковы мы сами. Значит надо работать и над собой. Воспитывая детей, мы порой чувствуем себя беспомощными, не умея вложить в них то, чего лишены сами. Опять проблема, и никуда от неё не денешься. Надо изменять себя. Но есть главный Воспитатель и единственный Отец - Бог. Он воспитывает всех и ни о ком не забывает. Он лучше всех знает, что нужно каждой душе. Он Бог самый мудрый и добрый. Вот Кому нам можно подражать, вот у Кого надо просить помощи, и Ему вверять как свою душу, так и души наших детей. Если бы Бог был нам неизвестен, мы никогда бы не сумели научиться у Него воспитанию. Но Бог пришёл на землю, стал Человеком и научил всему. Он показал, какими должны мы быть, и что делать, чтобы такими стать. Опираясь на это знание, мы обретаем в собственном опыте, через самовоспитание навык к воспитанию детей. Мы имеем вечного Помощника и Покровителя,  если всегда будем спрашивать Его и выполнять Его советы и заповеди.

Но куда же нам пойти за советами? Туда, где Он живёт. А Он живёт в Церкви. Святая Православная Церковь накопила богатейший опыт воспитания душ христианских в божественных заповедях. Потому что в Церкви - Доме Божием - воспитывает Святой Дух. Как Он воспитывает? Действуя через верующих богобоязненных христиан, Он им внушает единственно правильные, душеполезные мысли и чувства, которые воспитатель передаёт своим питомцам. Это тот путь, который ведёт к Богу. Без христианства невозможно не только держаться верных нравственных ориентиров, но и даже правильно видеть эти ориентиры.

Таким длительным вступлением мы предваряем разговор о слепо-глухих детях, которые живут в г. Сергиев Посад. Общение с этими детьми требует особенной помощи Божией. Их трудно не только научить человеческой мудрости и знаниям. Самое главное - суметь сформировать нравственно-полноценную личность, передать душе навыки к добру, милосердию, любви, трудолюбию, воздержанности, кротости. Обыкновенные дети могут видеть и подражать, слышать и запоминать. Таким образом, их души получают полезные впечатления почти постоянно. Но если у ребёнка вся связь с миром происходит через кончики пальцев, которыми он «смотрит» на то немногое, что можно пощупать, как не легко ему запечатлеть в себе все многообразие понятий, явлений и предметов, существующих в мире.

Как его душа воспримет слово, что она представит себе, каким чувством отзовутся в ней предлагаемые рассказы? Только Господь, Сердцеведец, знает, как украсить такую закрытую душу, каким способом в неё войти, чем оживить её способности к восприятию, укрепить её в добре и отвратить от зла.

Всегда необходимо прибегать к Богу, вымаливать у Него для детей просвещения, просить вразумления, как необходимо общаться с ними.

Похожие материалы

Информация о работе