Будем ли мы праздновать воскресенье в пятницу?

Страницы работы

Содержание работы

Алексей РОГОЖИН

БУДЕМ ЛИ МЫ ПРАЗДНОВАТЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ В ПЯТНИЦУ?

"РАДОНЕЖ", № 6 (50). Апрель 1997г.

В прошлом номере "Радонежа" было напечатано интервью с постоянным членом

Священного Синода, Высокопреосвященным Сергием, архиепископом Солнечногорским,

Управляющим делами Московской патриархии. Владыка Сергий коснулся, среди прочего, и "календарной проблемы", обсуждавшейся на заседании Священного Синода, предшествовавшем открытию в феврале сего года Архиерейского Собора Русской

Православной Церкви. Священный Синод решительно высказался в пользу хранения православной литургической традиции и заявил, что календарная проблема не стоит на повестке дня нашей Церкви. Хранение общей Пасхалии - необходимое условие единства Православных Церквей, отметил Высокопреосвященный Сергий, и поэтому никаких "сроков перехода на новый стиль" назначать не нужно. Так что причин для смущения нет.

Очень хорошо. Но вот не прошло и месяца после окончания Собора, как уже в начале марта в Алеппо (Сирия) по инициативе Всемирного Совета Церквей и

Ближневосточного Совета Церквей проходит совещание представителей различных христианских конфессий, посвященное возможности установления единой для западных и восточных христиан даты празднования Пасхи. Кто же участвовал в совещании? Как сообщают информационные агентства (OWN\Благовест-инфо, 26 марта), "в алеппском совещании приняли участие представители Англиканского союза Церквей. Армянской

Апостольской Церкви, Вселенского патриархата, Евангелических Церквей Ближнего

Востока, православного Антиохийского патриархата, Всемирной Лютеранской

Федерации, Ближневосточного Совета Церквей, Старокатолических Церквей Утрехтской унии, Московского Патриархата, папского совета по содействию христианскому единству, адвентистов седьмого дня. В роли "хозяина" выступила так называемая

"Сирийская Православная Церковь" (только не православная на самом деле, а

"нехалкидонская" - не признающая решений Вселенских Соборов, начиная с 4-го

Халкидонского, то есть монофизитская). Кроме того, на совещании присутствовали консультанты от Православной Церкви в Америке и Канадского объединения пятидесятников. Интересно, помолились ли участники совещания перед тем, как приступить к решению столь серьезного вопроса? Дело в том, что на прошедшем

Архиерейском Соборе был одобрен доклад Председателя Синодальной богословской комиссии Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета, в котором как раз и отмечалось, что с адвентистами, например, даже и молиться вместе нельзя (не то что Пасху вместе праздновать). Так что, видимо, не помолились... Или, может быть, все помолились, а представители Московского патриархата не помолились. Ну, просто вышли из зала заседаний. А вошли позже, когда уже надо было голосовать. И поэтому точно не знали, за что именно голосуют. Потому что, как говорится в сообщении, было предложено, чтобы начиная с 2001 г. дата празднования Пасхи вычислялась с учетом современных астрономических определений (то есть все-таки по григорианскому календарю - он же такой современный - "Православие или смерть"). В этом случае будет полностью соблюден "никейский принцип", гласящий, что Пасха должна отмечаться в воскресный день, следующий за первым полнолунием после весеннего равноденствия, и ни одной из Церквей не придется что-либо менять в своих установлениях". Так что уже и "сроки назначены".

А кстати, почему именно начиная с 2001 г.? Потому что "в вопросе о введении единой даты празднования Пасхи следует проявлять крайнюю осторожность - все участники совещания признали, что различия в вычислении празднования Пасхи не имеют вероучительного значения, но подчеркнули, что в прошлом попытки преодолеть календарные расхождения неоднократно становились причиной новых расколов.

Неслучайно предлагается ввести новую пасхалию в 2001 г., когда и Запад, и

Восток, основываясь на традиционных расчетах, будут праздновать Пасху в один день - 15 апреля". То есть затем, чтобы "отсталые христиане в Восточной Европе и на Ближнем Востоке", почему-то считающие "верность старому календарю залогом верности церковному преданию", только через год обнаружили, что "в их установлениях" кое-что все-таки изменилось? Или и не обнаружили, если грамотно все сделать. Например, заранее дезавуировать возможные протесты каких-нибудь

"православных алармистов" в независимых от "представителей" средствах массовой информации или просто сделать так, чтобы и средств этих к тому времени уже не было.

А соборный разум Церкви как же - спросит кто-нибудь? Ведь только что

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Определении "О взаимоотношениях с государством и светским обществом" напомнил (п.20), что мнение Церкви выражается "только Церковными Соборами, Святейшим патриархом и Священным

Синодом". Если Синод и Собор уже высказались в поддержку сохранения православной пасхалии (а иначе и быть не могло - пасхалия ограждена церковными канонами, так что на дерзающих нарушать ее по 1-му правилу Антиохийского Собора уже и церковного суда не требуется), то как же какие-то "представители", даже не помолясь (с адвентистами), голосуют за ее изменение? Да никак. Вот в 1990 г. в

Шамбези "представители" подписали соглашение с монофизитами, а в 1994 г.

Архиерейский Собор дал поручение Богословской комиссии разобраться, чего они там подписали. В 1993 г. в Баламанде "представитель" подписал соглашение с католиками, а в 1997 г. Архиерейский Собор дает поручение Богословской комиссии изучить, что он там подписал. (И за тем, и за другим документом в православной печати прочно закрепилось наименование "уния"). Четыре года - большой срок, за это время можно много чего нового наподписывать и напраздновать. Не только Пасху с адвентистами, можно и воскресенье попросить на пятницу перенести, из соображений "межрелигиозного сотрудничества" (а перенесут в результате на субботу, из тех же соображений).

На днях по телевизору один батюшка-эксперт объяснял, что, сотрудничая с теми или иными зарубежными религиозными организациями, надо не забывать, что есть среди них и такие, сотрудничество с которыми налагает очень серьезную ответственность на совесть того, кто сотрудничает (за точность цитаты не ручаюсь - цитирую по памяти, но смысл был именно таков). Это батюшка не о себе говорил, разумеется, он лишь комментировал очередной "чиновничий" скандал. Но к суждению эксперта - представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей надо отнестись со вниманием.

Братья и сестры, следите за календарями они по-прежнему, бывает, врут.

Похожие материалы

Информация о работе