Комментарий к Гомилии Петра Иерусалимского, страница 2

С 3 главы Петр отмечает, что Христос принял от Девы разумную и познающую душу;[116] противная позиция анафематствована в 9 анафематизме в 553 году, согласно которой Слово Божие одушевило неодушевленное тело душой logikh/| kai. noera/|,[117] эти два греческих термина точно те, которые даны в грузинском: metquelit‘a da sac‘ naurit‘a.[118] Немного далее он различает в имени Гавриил первое схождение, а в «Господь с Тобою» – второе, именно собственно глаголемое Воплощение.[119] Это связывает и даже примиряет упорядочивает учения 2 анафематизма, согласно которому чистые сущности существуют независимо от имён, и анафематизма 7, по которому Иисус стал ангелом с ангелами.[120] Здесь, напротив, имя ангела приобрело пророческое значение, которое не относится прямо к сущности Воплощенного; и однако, посредничество ангела составляет первое схождение, внешнее к собственно называемому Воплощению

В 6 главе мы находим поставленное по порядку  имя Гавриила, царское помазание, имя Иисуса и тварное по происхождению начальство, ретроверсия которого дает, наверное, basilei,a prwto,ktistoj. Что читается в 6 анафематизме 553 г.: e[na nou/n o'n Cristo.n kai. basile,a gegono,ta.[121] Именно против ноэтизации Христа Петр Иерусалимский оказался вынужден написать: Бог помещен в мир.[122] Также замечателен конец 6 главы, объясняющий миссию и возвращение Слова согласно началам Бытия и св. Иоанна. Анафема 6 говорит: nou/j dhmiourgiko.j prou`pa,rcwn tw/| ko,smw|[123], а 7 анафема: Cristo.n evn morfh/| Qeou/ u`pa,rcein pro. pa,ntwn tw/n aivw,nwn e`nwqe,nta tw/| qew/| lo,gw|.[124] Именно против этих представлений Петр пишет: «Он выходит из ноэтического рая»,[125] чтобы выразить схождение Воплощения и отличить его в то же время от земного рождения. Итак, одновременно Христос является скорее ноэтическим изначала, но это качество не определяет Его Самого в момент Воплощения. Миссия и возвращение Христа служат поводом обращения и восстановления человека, созданного по образу, образ был обесцвечен и неузнаваем.[126] Послание Юстиниана очень выразительно: e[na de. mo,non nou/n e'k pa,shj th/j e`na,doj tw/n logikw/n avklo,nhton mei/nai kai. avki,nhton th/j qei,aj avga,phj kai. qewri,aj( o]j kai. Cristo,j( basileu.j kai. a;nqrwpoj gegone,nai.[127] Это последнее выражение очевидной ереси напоминает изложение о магах и спасении народов в главе 7, которая представляет Христа Богом, Царем и Человеком.[128] Здесь это еще божественная личность, что освобождает Петра от оригенизма, осужденного в 553 году. Впрочем, нужно перечитать фразу, больше всего удивившую К. Кекелидзе: «Отец – который Сый прежде всех век, Бог и Слово и творец всего, облекся нашей природой из‑за любви к человекам».[129] С Отцом как Богом сопоставлен Сын как Бог, однако внешне фраза достаточно протоктистична.

Действительно, когда разговор заходит о крещении, Петр обращается к Троице. Чтобы более подчеркнуть божественность личности Христа, он рассуждает о взаимообмене свойств божественных Лиц в том, что касается творения и творческого аспекта искупления: именно там его речь едва избегает савеллианства и патрипассианства. Как хорошо подметил К. Кекелидзе, в буквальном смысле слова Петр учит о воплощении Отца. Однако даже там выражения ассоциативны. В 10 главе патрипассианство выражено столь же неясно: Петр говорит о страдании Бога телом.[130]

В свете всего этого, необходимо снова прочитать первый из анафематизмов, на первый взгляд приводящий в замешательство: «мы никогда не скажем о едином и одном и том же Сыне Божиием, Слове Единородном и Господе Иисусе Христе».[131] На деле заявленна здесь единичность несовместима с совершенным человечеством. Помазание представляет царство. Противники исохристы, осужденные в 553 году, говорят об одной ноэтической эннаде. Т.о. гомилия показывает нам епископа, во всем согласного с православием, определенным против исохристов-оригенистов, но в то же время очень близкого к позициям протоктистов, – название, смысл которого почти не разъяснен Кириллом Скифопольским.[132] Итак, напомним, что в сентябре 552 года за месяц до смерти Петра, Конон был послан Великой Лаврой к Юстиниану, и он совершает своё путешествие с Исидором,[133] - присоединившимся к Православию главой протоктистов. Совершенно точно именно в этом контексте нам нужно проверить более тщательно, кем был Петр Иерусалимский в течение своего 28-летнего епископства.