Послания к Ефесеям и Колоссянам, страница 11

Ориген: "Шрамы греха остаются".

Еф. 2:8 - "Благодатью вы спасены через веру,  и сие не от вас, Божий дар". От греха нас может спасти только Божественная благодать.

Еф. 2:14  -  Христос  "есть мир наш,  соделавший из обоих

(иудеев и  язычников)  одно  и  разрушивший  стоявшую  посреди преграду". Павел напоминает ефесянам устройство Иерусалимского храма, в котором было несколько дворов,  или приделов.  Каждый следующий располагался ниже предыдущего а сам храм находился в середине. Первым был двор язычников, после него - двор женщин, затем - двор израильтян,  далее - двор священников и, наконец,

Святое Святых.  Язычники могли войти лишь  в  первый  из  этих дворов. Между  двором  язычников  и  двором женщин была стена, заходить за которую язычникам запрещалось под страхом  смерти.

Как повествуется в Деян.  21:28-29,  арест Павла в Иерусалиме, приведший к его заключению в тюрьму,  был обусловлен тем,  что он якобы ввел в храм Трофима, ефесского язычника. "Средостение ограды" Ветхого   Завета   закрывало   язычникам   доступ    в присутствие Божие.

Еф. 2:15 -  Христос  упразднил  вражду  "Плотию  Своею.., дабы... создать  в Себе Самом одного нового человека,  устрояя мир".

В греческом  языке для выражения понятия "новый" есть два термина: 1) "неос" - новый по времени появления, происхождения или рождения;  2)  "кэнос"  -  качественно  новый.  Если  вещь

"кэнос", то она вносит в мир новое качество,  которого до  нее не было.

Павел для  обозначения   человека-христианина   употребил

"кэнос", т.к.  Христос  создал  из  иудея  и язычника личность нового качества.

Иоанн Златоуст:  это  как бы две статуи,  отлитые одна из серебра, а другая из свинца, которые превратились бы вдруг обе в золото.

Еф. 2:18 - через Христа иудеи и язычники получили  доступ к Богу  в  одном  (едином)  Духе.  Павел  обозначает  "доступ"

греческим словом  "просагоги"  -  "торжественная  процессия  с жертвоприношениями. При царском дворе в древности существовала особая должность  -  "просагогэвс",  т.е.   высокопоставленный чиновник, представлявший  царю  гостей,  от  которого  зависел исход аудиенции.

Еф. 3:7   -   Павел   говорит  о  себе  как  о  служителе благовествования (Евангелия) по дару благодати Божией. Апостол считает свое  служение высокой честью,  радостной привилегией.

Служить Богу,  по  Павлу,  это  не  тяжкая  обязанность  и  не непосильный крест,  к  которому приходится принуждать себя,  а привилегия, дающая жизни радость. Благодать, подаваемая Богом, спасает в любой уготованной человеку жизненной ситуации.

*   *   *

С главы 4 начинается вторая часть послания. В первых трех главах Павел рассматривал великие и вечные истины христианской веры, а также роль Церкви в домостроительстве  Божием.  Теперь

Павел говорит  о  том,  каким  должен быть каждый член Церкви, чтобы она смогла выполнить свою  задачу  всеобщего  и  полного воссоединения, небесного  и  земного,  под главою Христом (Еф.

1:9-10), т.е.  достижения мира между людьми и примирения людей с Богом.

О христианских добродетелях

Еф. 4:1-3  -  Павел  умоляет  ефесян  поступать "достойно звания, в которое они призваны,  со всяким  смиренномудрием  и кротостью и  долготерпением,  снисходя  друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира".

Эти стихи  сияют,  как драгоценные камни,  и составляют 5

фундаментальных понятий христианской веры.

1) Смиренномудрие (греч.:  "тапинофросини" от "тапинос" "смиренный", "бедный").  Это  слово  часто   употребляется   с прилагательными, имеющими          значение         "рабский",

"раболепствующий", "пресмыкающийся".  Истинное  смиренномудрие приходит к нам,  когда мы,  например,  открыто, беспристрастно обнажаем наши слабости и эгоизм.