1-е послание к Коринфянам (Конспект лекций по Новому Завету), страница 45

Центральный стих – 11. Павел напоминает об акте крещения. Эти слова повторяются у нас во время обряда крещения. В крещении христианин радикально порывает с прошлым. Наш перевод неверным, грек счел бы этот перевод еретическим – возвратные формы – мы омыли себя. По-гречески: "были омыты, освящены, оправданы именем Господа...", лучше сказать, что "Бог нас омыл...", т.е. Бог принял нас из нашей прежней жизни в сферу Своей святости, сделал нас праведными, привел в порядок наши нарушенные отношения с Богом. В крещении мы тесно связаны со Христом, потому что крещаемся именем Господа Иисуса Христа, исполнены Духом. Прошлое оставлено, но это должно постоянно являться в новом и новом ежедневном выборе. Новая действительность всегда подвергается опасности. Коринфяне уже готовы вернуться к ветхому образу поведения. Процессы друг против друга доказывают это. Об этом же говорят и совращающие либеральные лозунги, о которых Павел будет говорить дальше.

Герменевтический вывод.

Каталог пороков у Павла носит не информативный, а перформативный характер, для него все эти каталоги – не информация, а призывы, увещания. Павел вовсе не имеет целью вынести окончательное суждение о вечной судьбе людей: "пьяницы Царства не наследуют" и погибнуть. Это увещание, а не констатация, это не суждение. Это увещание не утратить легкомысленно то, что нам даровано в Крещении. Подобные тексты мы можем понимать только как увещание, а не спекулировать на них относительно вечной судьбы других или даже говорить о вечной погибели. Текст говорит нам не о других, а взывает к нам самим, к нашей ответственности перед Богом за свою жизнь.

3. Против неограниченной свободы (6,12-20)

Некая группа в Церкви, очевидно, считала проституцию чем-то совершенно нормальным, при этом, прикрывались замечательным богословским положением. Один из лозунгов гласил: "Мне всё позволено!". Возможно, при этом ссылались на самого ап. Павла, т.к. он много рассуждал о свободе христианина. Однако, как и возмущавшиеся Павлом иудеи, которые называли его беззаконником за его проповедь свободы от закона, так и эта группа его не поняли в принципе. Свобода для Павла вовсе не означает произвола, несдержанности. В послании к Галатам, с одной стороны (5,1), Павел говорил: стойте в свободе, не подвергайтесь игу рабства, но там же (5,13) – "только бы свобода не была поводом для плоти".

2 антитезы противопоставляет Павел этому лозунгу.

1. "Но не всё полезно" – не всё способствует совершенствованию человека.

2. "Но ничто не должно обладать мною" – мнимая свобода часто оборачивается рабством, погружение в инстинкты может вести к глубокой несвободе.

В 13 стихе Павел цитирует ещё один лозунг либертинистов: всё позволено, потому что "пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое" – о чем рассуждать? Пища и питие – естественные процессы, касающиеся всего лишь преходящего в человеке, так что это всё нравственно нейтрально. Но это не совсем так. На примере пищи и пития они говорили не столько о пище, эта поговорка характеризовала вообще поведение, в т.ч. и сексуальные – сексуальным инстинктам также можно предаваться, как и потребностям в пищи и питии. Но Павел сознательно противопоставляет очень богословски насыщенное слово "тело" легкомысленному слову "чрево" – "Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею".

Тело – не просто вместилище духа, которое преходит. Тело у Павла, как правило, личность, целое человека. Именно телом человек вступает в контакт с другими людьми самими разнообразными способами (в т.ч. и через речь). Именно об этом теле, объективно вступающим в связь с другими, говорит апостол, что оно принадлежит Господу. В результате крещения христианин стоит в тесной личной связи со Христом, подразумевается целый человек в его телесности. Из связи с Господом не может быть исключена никакая сфера человеческой жизни. Если в Коринфе считали, что сексуальность касается лишь внешней части человека, то Павел говорит о воскресении – чрево (как символ физиологического) погибнет, но тело останется.