Корпус посланий Апостола любви, страница 5

Бога, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец; а кто соблюдает слово Его,  в том истинно любовь Божия совершилась, т.е. в нем видна спасительная  любовь  как  плод  живого познания о Боге.

Заповедь о любви апостол называет древней,  т.е. известной еще в Ветхом Завете (Лев. 19).

2:9-11. Истинный христианин есть тот,  кто  любит  своего брата, а  кто  ненавидит  брата своего,  тот находится во тьме неведения, ибо основное начало христианской  жизни  составляет любовь.

2:12- "Пишу вам,  дети, потому что прощены нам грехи ради имени Его".  Как  на естественное побуждение детям беречься от грехов, апостол указывает на их чистоту и прощенность.

2:13- "Пишу  вам,  отцы,  потому что вы познали Сущаго от начала". Отцев, т.е. возросших и усовершившихся в христианском знании настолько,   чтобы   учить   детей,  апостол  побуждает совершенством знания тайны спасения.  "Пишу вам, юноши, потому что вы  победили  лукаваго".  Юношеский возраст есть не только возраст сил и свежести,  но  и  всякого  рода  увлечений,  чем особенно пользуется лукавый.  "Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца".  Самое  естественное  и  простое  для   отроков правило - брать пример с отца и походит на него.

2:15-17. Упрочить  за  собой  христианские   преимущества можно отвращением  от  мира,  в котором царствует тройственная похоть. "Ибо  все,  что  в  мире,  похоть  плоти  (чувственные удовольствия), похоть  очей  (стяжание благ земных),  гордость житейская (стремление к почестям  и  преимуществам).  "Но  мир проходит и похоть его", т.е. мирские удовольствия скоротечны и призрачны и уже поэтому только должно избегать их.

2:18-19- "Дети!   последнее   время   (т.е.   похожее  на последнее антихристово  время  по   умножившимся   беззакониям людей). И  как  вы  слышали,  что  придет антихрист,  и теперь появилось много  антихристов  (т.е.  лжеучителей,  отвергающих

Божественность Христа), то мы и познаём из того, что последнее время (по нехристианскому настроению умов).  Они вышли от нас, но не  были  наши  (т.е.  не  были  в числе спасаемых)".  Этим апостол внушает особенную осторожность по отношению к тем, кто таится в    самых   недрах   Церкви,   лицемерно   прикрываясь христианским именем.

2:20. На  нас  излита  обильно благодать Божия в таинстве

Миропомазания, как  изливалась  она  в  древности  на   царей, священников и  пророков,  и  вы  под  осенением  живущей в вас благодати можете уразуметь и оценить по достоинству  все,  что будут предлагать вам лжеучители под видом истины.

2:22. Догмат   о   Божественном   лице   Христа   апостол выставляет пробным    камнем   для   оценки   по   достоинству религиозных убеждений  в  людях.  Тот,  кто  отвергает  догмат христианства о  Божественности  Иисуса Христа,  как выражается апостол, есть "антихрист, отвергающий Сына и Отца".

2:23 - "Всякий, отвергающий Сына, не имеет Отца", с одной стороны потому,  что только чрез Сына Божия мы  можем  истинно познавать, почитать  и любить Бога Отца;  а с другой - потому, что право   называть   Бога   своим   Отцом    нам    приобрел вочеловечившийся Сын Божий.

Глава 3. О нашем сыновстве пред Богом.

1:2. Апостол сначала предлагает просто вдуматься:  "какую любовь дал нам Отец (Небесный),  давши право называться детьми

Божиими", т.е.  вспомнить  об  искупительной  заслуге  Христа.

Затем объясняет,  почему мир не хочет  признать  в  христианах детей Божиих,  а напротив, даже преследует их. Мир (греховный)

не признает   усыновленных   потому,   что   не   познал    их усыновившего, не уверовал во Христа.  "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется  (т.е.  при  втором пришествии Христа),  будем подобны Ему",  т.е. тогда святые будут ощущать близость к себе

Всесвятейшего, увидят Его лицом к лицу.

3:3 - "И  всякий,  имеющий  сию  надежду  на  Него  (т.е.