Соборные послания. Послание ап. Иакова. Датировка послания, страница 2

В сырные вторник и  четверг  читается  соборное  послание

Иуды (в   сырную   серду  Литургии  нет,  поэтому  Апостол  не читается).

Отличительный характер соборных посланий сравнительно с посланиями ап. Павла

Соборные послания   содержат   более   общие  и  основные вероучительные наставления,  нравственные советы  и  утешения, тогда слово  ап.  Павла  большей  частью  прямо приноровлено к обстоятельствам церквей  местных,   так   что   вероучительные наставления имеют  более частный характер.  С др.  стороны,  в посланиях ап.  Павла  сильно   чувствуется   личность   самого апостола, его  настроения и переживания.  Между тем в соборных посланиях личности писателей  не  выступают  так  выпукло,  но предлагаются правила  веры и нравственности,  обязательные для всех христиан.

Послание ап. Иакова

Первоначальное назначение послания

Лица, которым было адресовано послание, указываются самим писателем ("двенадцати  коленам,  находящимся  в  рассеянии"), т.е. новообращенные  из  иудеев  христиане,  жившие  по разным азийским областям.

Св. Иаков,   предстоятель  церкви  Иерусалимской,  узнал, вероятно, о   тягостном    положении    христиан    иудейских, претерпевавших всякие  насилия как от своих неверующих братий, так в особенности  и  от  язычников.  Это  и  расположило  его отправить к своим страждущим пасомым нравственное врачевство в виде послания.

Точных указаний  на  время  и место написания послания не имеется; их можно определить только  приблизительно.  Так  как внешнее положение   и   внутреннее  направление  христианского общества, изображаемые ап.  Иаковом, по характеру очень сходны с тем  состоянием,  которое  рисуется  в послании ап.  Павла к евреям (а оно написано между 64 - 66 гг.),  то  полагают,  что ап.  Иаков  написал  свое послание незадолго до своей кончины, последовавшей в 63 г.  Местом написания послания был,  по всей вероятности,  Иерусалим,  откуда ап.  Иаков надолго никогда не отлучался.

*   *   *

Отцы Церкви  впервые  упоминают  Иакова  лишь в начале IV

века. В Мураториев канон,  первое собрание книг Нового Завета, относящееся к 170 г., Иак. включено не было.

Тертуллиан, цитируя Новый Завет (середина III  века),  ни разу не   ссылается  на  Иак.  Впервые  Иак.  цитирует  Иларий

Пиктавийский (из Пуатье  на  западе  Франции)  в  трактате  "О

Троице", написанном  ок.  357  г.  Блж.  Иероним  нисколько не сомневался в  каноничности  Иак.  и  без  малейшего  колебания включил его в Вульгату.

В Сирийской церкви перевод Иак.  на сирийский язык вместе с другими  книгами  Нового  Завета был впервые сделан в 412 г.

(Пешито). Но окончательно послание Иакова было признано лишь в середине  VIII века благодаря авторитету Иоанна Дамаскина.

В Александрийской церкви впервые об Иак. упоминает Ориген

(середина III века): "Вера без дел мертва сама по себе, как мы читаем в послании, которое теперь называется Иаковлевым".

Евсевий, еп.  Кесарийский (середина IV века) относит Иак.

к "спорным",  пререкаемым,  но принятым  многими.  "Первое  из посланий,    называемых   вселенскими,   соборными,   говорят, принадлежит Иакову,  но некоторые  считают  его  поддельным  и очень немногие упоминают его".

Афанасий, еп.   Александрийский,   в   367   г.   написал

Пасхальное послание,  в котором Иак.  было включено без всяких комментариев в новозаветный канон.

В 1546  г.  в  Римской церкви эдиктом Тридентского собора был установлен состав Вульгаты.  Был составлен список книг,  к которому ничего  нельзя  было  добавить  и  из которого ничего нельзя было изъять.  Все  книги  разделялись  на  две  группы:

протоканонические (неоспоримые)  и  второканонические  (Апок.,

Евр., Иак.,  2 Пет.  2 и 3 Ин.,  Иуды), которые постепенно и с трудом проложили  себе  путь в новозаветный канон.  Иак.  было отнесено ко 2-й группе.

Что касается  протестантов,  то  Лютер  к своему переводу