История - наука. Шумер. Города-государства. Аккад. Древневавилонский период. Шумерская и аккадская культура. Окончание первого существенного этапа истории Месопотамии., страница 3

Месопотамия, как уже сказано,  болотистая  равнина  между двух рек. Там, где впоследствии были прокопаны каналы, удалось осушить, а там,  где  это  не  удалось,  образовались  заросли тростника, болота, кишащие насекомыми.

Вся жизнь строилась на аллювиальном принципе, т.е. формировалась она  вдоль течения рек.  С этим (условно) связаны два пути развития цивилизаций. Первый путь развития - Месопотамия, где все  происходило  между  двух  рек  и  определялось горным массивом за Тигром,  а с другой стороны - Сирийской  пустыней, откуда приходили кочевники. Сначала шло сопротивление, а затем ассимиляция кочевников,  которые приходили  с  разных  сторон.

Месопотамия представляла собой компактную область,  на которую происходили периодические  нашествия  кочевников.  Первыми  на территории Месопотамии поселяются так называемые шумеры.

Шумерская цивилизация

Кто такие шумеры, неизвестно. С точки зрения этнической в настоящее время ни одного  шумера  нет,  чтобы  мы  могли  его исследовать антропологически,  выявить его характерные особенности. Этот путь закрыт. Почва влажная, все перекопано каналами, там ничего не сохраняется - ни документы,  ни останки, все истлевает. Остается только  метод  лингвистический,  но  здесь возникает другая проблема.  Шумерский язык,  на котором начали писать первые жители Месопотамии, не идентифицирован. Все языки лингвисты  располагают  по  языковым  группам,  семействам.

Русский язык относится к семье славянских языков, группе индоевропейских языков. Что же такое шумерский язык, до сих пор не удается понять.  При том,  что этот язык прочтен и  дешифрован благодаря так называемым .....,  т.е.  написанным на шумерском языке документам с ... переводом, но язык этот еще не дешифрован. Существует  теория,  что  он относится к северокавказской языковой семье (пакистанский,  возможно жители других территорий Италии,  баскский язык),  но это гипотеза, точно мы ничего не знаем.

Шумеры пришли на территорию, на которой было какое-то подобие цивилизации. Но это какие-то названия не шумерского происхождения. так называемый "банановый язык",  ничего более определенного мы сказать не можем.  Факт только, что шумеры были не первыми, кто пришел на эту территорию. Где-то в 4 тысячелетии на территории Месопотамии появились шииты.  Так или иначе, существовали два  языковых  потока.  Главный признак,  главная черта цивилизации - наличие письменности.  В Месопотамии  была изобретена письменность.  Первоначально этаписьменность носила знаковый, ребусный характер.

99 процентов дошедших до нас месопотамских документов написаны на глиняных табличках.  На них рисовали кусочком заостренного тростника  или  палочкой.  Появляется  клинопись.  Эти рисунки со временем упрощаются и систематизируются.  С возникновением клинописной  азбуки  начинается развитие цивилизации, возникает документированная передача сведений,  идет обмен документами между различными мелкими деятелями,  возникает государство.

Возникновение государственности   естественно,  т.к.  без государства невозможно нормальное  функционирование  общества.

Государство строится,  во-первых,  на  определенной социальной схеме, а во-вторых, на информационном обмене. Первый компонент возникновения государства - культурный,  второй - общественный или социальный.  Происходит расслоение  общества.  Как  только происходит оседание,  тут  же происходит расслоение.  Одним из первых выделялся воин - тот,  кто отвечал за защиту, за сохранение самого организма.  Во-вторых, выделяется жречество, т.к.

общество черпает духовные силы в религии, и образуется рабочая прослойка. В   рамках  древней  цивилизации  основой  является рабское ведение хозяйства,  т.е.  какая-то часть является  зависимой, не  имеющей  прав  другой части населения и свободная рабочая сила (...)  обеспечивает  нормальное  функционирование государства.

Но процент рабского труда у шумеров был невысок.  Большую часть работы выполняли наемные рабочие. Рабы были при храмах и у частных людей, но их было сравнительно немного.