Древний период истории Русской Церкви. От Крещения Руси до 1480 года

Страницы работы

Фрагмент текста работы

свящ. Александр Салтыков                  

История Русской Церкви

Лекция 1.

22.09.93.г

Мы будем рассматривать не всю историю Русской Церкви, а только ее древний период.  Правда,  хронологически это основной период,  т.е. от

Крещения Руси до конца 17 в.  Сейчас у  нас  с  вами  должна  начаться вводная  лекция  к  этому  курсу.  Прежде всего я хочу остановиться на литературе,  вернее,  на литературе и  на  изучении  истории  Р.Ц.,  о каковой  на  сегодняшний  день можем сказать.  И какой литературой вам пользоваться.

Что значит  историческое  изучение Церкви?  Что подразумеваем под этими словами?  Естественно что таковым  это  изучение  можно  считать только  тогда,  когда возникла наука церковная история,  которую нужно отличать  от  науки  истории.И  нужно  отличать   науку   истории   от литературной   истории.   Нужно   сказать   что   историческое  знание чрезвычайно древно.

Отцом истории   называем   Геродота   -   античного   знаменитого греческого  историка  (5  в.).  Но  то  понятие  об  истории,  которое существовало  в  древнем  мире  и в средние века не то совсем понятие, которое мы с вами здесь стараемся усвоить,  внедрить в свое сознание и затем   как-то  применять.  Во-первых  античное  понимание  истории  понимание истории дохристианское,  оно было  принципиально  иным,  чем понимание  истории  христианское.  В чем же эта принципиальная разница между античным,  геродатовским и христианским пониманием истории? Дело в  том,  что  только  христианство  стало мыслить историю как процесс, ограниченный во времени началом  и  концом.  Для  взгляда  на  историю дохристианского  -  античного,в  древней  Индии  (там  ведь  тоже было изучение  истории)  -  характерно  понимание  жизни  человечества  как возобновляющихся  циклических  процессов.  Это  связано  с  совершенно разным  религиозным   воззрением   дохристианского   и   христианского человечества.  Напр.  дохристианская античная история не могла мыслить человеческую историю как единый процесс по той причине, что ей не было известно библейское учение о начале и конце мира. Поэтому история была бесконечным собиранием фактов. В основе нашего понимания истории лежит библейское  учение  -  мир  возник,  мир  кончится;  мир создан Богом.

Центральным пунктом мировой истории было пришествие Спасителя и  после этого наступают последние времена,  история завершается.  Она, правда, завершается уже 2 тыс.  лет,  но это не имеет ни какого  значения.  Мы время  понимаем  совершенно  иначе,  чем  античные  люди.  Так что наш историзм укоренен в Священном Писании,  это очень важно. И не случайно наши  средневековые  хроники,  наши  летописи  начинались с сотворения мира.  После того, как пересказывалось сотворение мира, вся библейская история,  история  Христа  и  Апостолов,дальше уже шло повествование о народах.  Что это значит? Это значит, что история отдельного народа, в частности   русского,   воспринималась  как  продолжение  Евангельской истории,  как продолжение Священной Истории.  Это,  согласитесь, очень важно.

У русских летописцев это было  именно  так.  Т.е.  народ  обрел историю  только  тогда  ,  когда  стал христианским,  когда вписался в

Священную  Историю,  когда  его  история  стала  продолжением   деяний апостолов   в   деяниях   равноапостольных  святых,  т.е.  их  подвиги продолжают апостольское дело.  Не случайно единственная  незавершенная книга  Нового  Завета  -  это  Деяния  Апостолов - она не имеет конца, потому,  что эти деяния не кончились и они не когда не кончатся.  Пока существует мир, существует апостольская Церковь и существует преемство в этой апостольской Церкви.  Может быть,  неофициально, но существует.

Так  что  изучение  истории  по  существу  должно быть именно таковым, должно рассматривать жизнь народа как продолжение  истории  Священной.

Это,  повторяю,  и присутствует в наших летописях.  Что же это значит?

Это значит,  что христиане  свои  народы  осознавали  как  продолжение библейской  истории,  как избранные Богом народы.  Каждый христианский народ избран Богом.  Но ведь не все народы одновременно  христианские.

Существуют  разные  пророчества  о том,  что китайцы крестятся и будут христианским народом - посмотрим,  осуществится это или нет. Может они тоже придут к христианству - не знаю. Но пока что много нехристианских народов.  Христианские становятся нехристианскими,  к сожалению. Но, в те  времена,  когда Русь крестилась,  было иначе - мы сейчас об этом

Похожие материалы

Информация о работе