Создание государственной системы управления образованием в России

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

СОЗДАНИЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ

М.Н. Костикова

http://bspu.ab.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2002/nauch_konf/plenar/kostikova.pdf

ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

История государственной образовательной системы России приближается к

200-летнему рубежу. За это время система дважды пережила свое рождение и дважды кардинально изменялась в связи с революционным преобразованием отечественной государственности. Каждый из этих двух временных этапов - этап самодержавный и этап советский - предъявлял свои требования к образовательной системе, выдвигал различные принципы ее построения и регулирования.

В самом общем виде эти два этапа отличает то, что в Российской империи государственная образовательная система развивалась в частой смене концепций и в поиске принципов ее построения. Как отмечается в историко-педагогической литературе, в Российской империи школьные реформы проводились не только каждым императором, но и каждым министром народного просвещения.

В Советской России концепция государственной образовательной системы и принципы ее функционирования были заложены в первый послереволюционный год в документе, официально называвшемся «Основные принципы единой трудовой школы», но который в последующем чаще именовали Декларацией о единой трудовой школе. Фактически эта концепция последовательно реализовывалась исходя из экономических возможностей страны на протяжении всего советского этапа развития государственной образовательной системы.

Памятуя мысль КД. Ушинского, что передается не опыт, а идея, в нем заложенная, обратимся к зарождению российской образовательной системы, к тем концепциям, которые возникали в ответ на проблемы государственного строительства и общественной жизни, в ответ, как принято говорить сейчас, на вызовы времени.

Истоки государственной образовательной системы России, как и других европейских государств, находятся в XVIII веке. Попытки организации образовательной системы как при Петре Великом, так и при императрице Екатерине II, были связаны с осознанием необходимости отнесения развития школьного дела к числу государственных задач. Причем Петр I рассматривал развитие образования с утилитарных позиций и увязывал его необходимость непосредственно с государственной пользой, а Екатерина II, находясь под влиянием идеалов эпохи Просвещения, выделяла в своей программе педагогические аспекты, акцентируясь больше на воспитании, чем обучении.

Исходя из концептуально различной ориентации - на приоритетность общего образования или специального, профессионального - российскими императорами были предприняты различные практические шаги по созданию образовательной системы.

Петр I приказал создавать «цыфирные школы», т.е. начальные школы с математическим уклоном, с тем, чтобы обеспечить успех своих экономических

Похожие материалы

Информация о работе