Предыстория Флорентийской унии. История подготовки и заключения Флорентийской унии. Борьба святого Марка Ефесского. Последствия Флорентийской унии, страница 6

1550г. в послании папы выражалась готовность “принять русских с распростертыми объятиями”. В 1561г. тщетно ожидали русских послов на Тридентский Собор. В 1581г. Антоний Поссевин беседовал с Иоанном IV, который отпустил его с дарами, но пресек его униатскую пропаганду.

Иное положение сложилось на Украине, которая, находясь под властью польских и литовских государей, терпела принуждения к унии. Православная Церковь всячески ослаблялась, урезалась в правах и имущественном положении. Православные должны были платить дополнительную Подать “за схизму”.  Долгая и упорная борьба закончилась тем, что практически весь епископат Украины стал униатским. Православие сохранилось благодаря благочестивым мирянам, создавшим братства для защиты своей веры. Люблинская уния 1569г. привела в Польшу и Литву, а значит, и на украинские земли, иезуитов.

В правление царя Феодора Иоанновича и при активном участии В 1590г. Собор в Константинополе (в отсутствие Александрийского патриарха Мелетия Пигаса) вынес постановление об учреждении в России патриаршества. В 1593г. Собор (уже с участием патриарха Мелетия) подтвердил установление патриаршества в России. Патриарха поставлял собор русских иерархов. Он получил четвертое место по диптиху, после Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского. 

(Н. Тальберг. История Русской Церкви. Издание Свято-успенского Псково-Печерского монастыря, М., 1994. В 2-х тт. Т. 1, - 528 стр. )

***********************

2б Греки готовились к Феррарскому собору и не могли оставить русской кафедры праздной. Русский был при этом нежелателен. Исидора современники называют образованнейшим человеком своего времени.

Русская делегация на Собор состояла из 100 человек, обоз из 200 коней вез деньги в натуральных ценностях. В Новгороде, Пскове, Юрьеве Исидор получил значительные пожертвования: мечта о религиозном примирении влекла новгородцев и псковичей, привыкших иметь торговые дела с латинянами.

Греки приехали в Феррару в марте, но Собор не открывался до прибытия европейских государей. Тщетно прождав их прибытия до 8 октября, открыли соборные заседания.

...Отступление началось с Исидора. Затем склонились на уступки император и умирающий патриарх Иосиф. Путем разных притеснений и давлений были вынуждены к унии остальные, кроме Марка Ефесского. 5 июля 1439г. они подписались под позорным документом, но “со стенанием и плачем в глубине сердца”. Карташев считает причиной поведения Исидора “отчаянный патриотизм, не видевший другого исхода для спасения империи от турок”. Другое объяснение предлагает византинист Регель, издавший письма Исидора к итальянскому гуманисту Гуарино Гуарини. Факт близкого, дружеского знакомства с итальянским гуманистом наводит на предположение, что Исидор  и сам был гуманист, то есть человек, настолько отрешенный от твердой почвы церковности, что “мелкие” вероисповедные различия были для него скучны и безразличны. Этому соответствует поведение Исидора на Соборе. Он - многосведущий философ, на которого греки возлагали надежды, - молчит во время прений, но активно действует, когда настает время практической сделки... Под документом унии он подписался “с любовью и одобрением”.

В конце 1439г. Исидор отправился в Россию через Венецию, Загреб, Будапешт, Польшу и Литву. Боярин Фома и суздалец Симеон, а затем Авраамий Суздальский и некоторые другие участники посольства приехали в Москву раньше и успели поведать о заключении унии. Послание Святогорских иноков прояснило для князя положение дел. Тем не менее, натиск и бесцеремонность Исидора произвели свое действие: после первой отслуженной им Литургии, за которой поминался папа и был прочитан соборный акт, три дня князь и епископы пребывали в растерянности. На четвертый день князь приказал взять под стражу еретика...

Окончательное разделение русской митрополии на Московскую и Киевскую открыло путь к окатоличиванию, через унию, украинских земель...

(Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2х тт. М., “Терра”, 1993. Т. 1. - 681 стр.

**************************