Предыстория Флорентийской унии. История подготовки и заключения Флорентийской унии. Борьба святого Марка Ефесского. Последствия Флорентийской унии, страница 5

В прениях Исидор участия не принимал, но, когда встал вопрос о соглашении, он выступил главным действующим лицом. 5 июля 1439г. акт унии был подписан, а 6 - провозглашен во Флорентийском  кафедральном соборе. Акт гласил: “Дух Святый исходит от Отца и Сына, как одного начала; есть чистилище; Евхаристию можно совершать и на квасном и на пресном хлебе, безразлично; папа, как глава Церкви, имеет главенство во всем мире”. Не подписались под актом святой Марк Ефесский и патриарх Иосиф, умерший накануне. Исидор принудил поставить подпись Авраамия Суздальского. Исидор был, по словам Голубинского, “главным творцом и виновником этой флорентийской унии”. Он был возведен папой в сан кардинала-пресвитера, а перед отъездом облечен в титул “легата от ребра апостольского в землях ливонских, литовских и русских”. На обратном пути священник Симеон и боярин Фома бежали от него и прибыли в Москву раньше него. Великий князь, кроме того, успел снестись со Святой Горой, и, когда 19 марта 1441г. Исидор въехал в Москву, с предносимым, по латинскому обычаю, католическим крестом, растерянность москвичей была недолгой. После первой же служюы Исидора, когда он помянул папу Евгения раньше, чем Константинопольского патриарха, великий князь Василий приказал взять его под стражу. Собранный Собор убеждал его покаяться, но безуспешно. Осенью Исидор бежал из Москвы. Объявился в Твери, но и там был посажен под стражу. Побывал в Новгороде, но и там чувствовал себя неуютно среди православных. Наконец, отправился к папе. В 1452г. выехал из Рима в Константинополь, чтобы действовать в пользу унии, но и там побывал в тюрьме. Епископ Арсений пишет, что Исидор, не узнанный, успел выкупиться за несколько монет на следующий день после взятию Константинополя турками и бежал в Рим. Им было описано взятие Константинополя. Папа Николай дал ему титул патриарха Константинопольского и декана кардинальской коллегии. В 1453г. он умер в Риме.

По словам священника Симеона, Исидор обнадеживал папу, что князь Василий, по молодости, не сумеет противиться унии и она будет введена в России. Твердая православная позиция князя была полной неожиданностью для него.

Император Иоанн, заключивший унию, остался ей верен. Народ же смотрел на нее, как на средство привлечь гнев Божий. 29 мая 1453г. Константинополь был взят турками. Император Константин пал геройской смертью. Султан обратил храм святой Софии в мечеть, но позволил избрать патриарха - им стал борец против унии монах Геннадий Схоларий.

После бегства Исидора Иона, нареченный на русский первосвятительский престол, был поставлен в митрополиты собором русских архиереев. Великий князь приготовил письмо императору Константину, бывшему тогда православным, с извинениями в таком самоволии и признании власти патриарха. Но в 1452г. пришли сведения, что император стал униатом, и письмо не было послано.

По словам Голубинского, до завоевания Константинополя император был мирским главой патриарха, возлагал на него знаки сана; после завоевания это стал делать султан. Русские же не желали, чтобы их митрополит получал посвящение от раба басурмана. Поэтому установился порядок поставления митрополита в Москве, руками русских архиереев. Патриархи, если и не дали формального согласия на это, то и не протестовали, а с охотой или неохотой допустили это как факт.

В 16в. многочисленные попытки привлечь русских к латинству или к унии не увенчались успехом. Решительно запретил строить “латинские божницы” в Москве Василий Темный. Брак Иоанна III с Софией Палеолог внушал надежды папе, но София оказалась православной. Сопровождавший ее легат Антоний не смог переспорить русского книжника Никиту Поповича. Выдав свою дочь Елену за литовского князя Александра, Иоанн III специально оговорил условие - не нудить ее к “римскому закону”, а когда это условие было нарушено, объявил Александру войну.

Реформация заставила папу заботиться о связи с Россией. В 1518, 1519, 1524, 1526гг. были послы от пап, добивавшихся союза, но безрезультатно. С 1519г. Шомберг распространял в Москве сочинения о единстве веры Православной и латинской, но Максим Грек, написав до 15 сочинений на эту тему, пресек эту пропаганду.