Предыстория Флорентийской унии. История подготовки и заключения Флорентийской унии. Борьба святого Марка Ефесского. Последствия Флорентийской унии, страница 4

Позднее в Швеции снова появлялись папские буллы, призывавшие к религиозной войне с Русью. В 1347г. король Магнус с благословения папы явился с сильным войском в новгородских пределах и, угрожая силой оружия, требовал прений о вере. Прения не состоялись, король взял несколько городов и поспешил перекрестить их жителей, но затем был наголову разбит, а жители возвратились к Православию.

По принципу “враг моего врага - мой друг” папа Иннокентий IV посылал монаха Плано-Карпини с дружелюбными письмами к великому хану. Этот же посол убеждал Волынского князя Даниила Романовича признать власть папы. Князь, желая единства Церкви, настаивал на созыве Вселенского Собора для примирения Православия и латинства. Папа, переведя вопрос из вероучительной в политическую плоскость, посулил военную и дипломатическую помощь, а тем временем приказал своим епископам привести князя в соединение с римской Церковью. В этих переговорах оба лукавили; князь, поняв, что эпоха крестовых походов миновала и помощи против татар запад не даст, утратил интерес к переговорам, прервал общение с папой (Иннокентия сменил Александр IV) и строгим соблюдением устава Православной Церкви доказал, что его соединение с латинянами было одной государственной хитростью.

В 1340г. польский король Казимир Великий вторгся в Галицию с намерением покорить ее римской церкви. Папа призывал к крестовому походу против русских, обещал за участие в нем отпущение грехов.

Силою оружия окатоличена была и Литва - северо-западная часть русских земель, Православие в которой утверждалось на крови святых мучеников Иоанна, Евстафия и Антония. Король Ягайло отрекся от Православия, принял латинство и подверг православных гонениям. Подоплекой и здесь был политический расчет.

После почившего митрополита Московского и всея Руси Фотия предположено было поставить русского святителя - Иону. Но, когда он в 1436г. прибыл в Константинополь, объявили ему, что он опоздал и на русскую кафедру назначен уже Исидор, грек из Пелопоннеса (греком его считает Голубинский, а архиепископ Макарий - болгарином). В 1433г. Иоанн Палеолог посылал Исидора на Базельский собор, что было началом подготовки Верраро-Флорентийнского собора. Умный, дипломатичный, знавший славянский язык, но безразличный к богословским вопросам, Исидор сумел понравиться князю и сразу же - в сентябре 1437г. - выехал на Собор в Феррару, в сопровождении только одного русского иерарха - архиепископа Суздальского Авраамия, одного архимандрита, одного священника, княжеского посла, но большой - до 600 человек - свиты, для представительности. По словам Соловьева, великий князь напутствовал его словами: “Смотри же, приноси нам древнее благочестие, какое мы приняли от прародителя нашего Владимира, а нового, чужого не приноси; если же принесешь что-нибудь новое и чужое, то мы не примем”. Исидор добирался в Феррару год без 20 дней.