Русский византиец. Канон. Развитие. Парадокс

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

http://www.ug.ru/97.05/t9_1.htm

Мастерская

Русский византиец

Этот урок истории можно назвать беседой об иконописи. Беседой директора частной московской школы "Нива" Александра Валентиновича иванова со своими учениками. В прошлом году "Учительская газета" опубликовала материал об особенностях и многозначии смысла изобразительного языка

иконописи - основного средства духовного общения наших предков в X-XVII веках... Но кто такой "русский византиец"? Феофан Грек, Андрей Рублев или все-таки Дионисий, имена которых известны нам по школьным учебникам? Приоткроем завесу этой тайны...

Канон

Во-первых, спросим себя, как выработался национальный стиль иконописи? Конечно, это было соборным делом русской церкви, которая "художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский). Все иконописцы были служителями культа. Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе способности - от монахов до митрополитов. Однако решающая роль в выработке "русского" стиля иконописи принадлежала все-таки личностям. Ведь для этого требовались уникальные качества духовидения, даже подвиг. Дело в том, что возможности интерпретаций были ограничены. Чем? Каноном!

Следование канону было, конечно, необходимо, потому что канон - это правила и приемы изображения образов, которых иконописец придерживаться обязан. Это и образец. Это графические схемы и словесные описания образцов, подлинников. А слово "подлинник" означало, что образ получен на основе подлинного восприятия потустороннего мира.

В результате религиозных озарений, видений, видений.

Духовные видения - это явления новых образов ("изводы"). Полученные таким образом иконы называют "первоявленными". Их-то и рассматривают как первоисточник. Под видениями понимаются трактовки этих изображений на основе собственного духовного опыта. Это дает основание причислять и новые иконы к явленным свыше.

По определению С.Булгакова, канон таким образом "есть вид церковного предания"...

Но ведь не все изографы обладали, обладают и сегодня духовным зрением. Вот им-то и нужен был в первую очередь канон для рабского копирования произведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил Флоренский, "в канонических формах дышится легко". На них "ломались" лишь "ничтожества и заострялись настоящие дарования". Поэтому канон для мастера не оковы, а скорее рыцарские доспехи.

По всему по этому канон вовсе не что-то совершенно неизменяемое. Но его развитие связано было с движением духовной жизни церкви и общества. Скажем больше: возможность новых духовных откровений - видений и видений - и в будущем определяет издание новых канонических образцов. Тут все зависит, говоря образно, от наполнения мира "Духом святым"...

Начало

Когда же возник собственно русский стиль иконописи? Во времена духовного подьема конца четырнадцатого - в пятнадцатом веках. В годы возвышения Московского царства. Что же, раньше для этого не было возможностей? Не было. Четыре столетия понадобилось Руси после крещения для того, чтобы выработать национальный стиль в изографии. Причины "отсрочки" следующие. XI век был веком освоения "чужой", хотя и христианской, "византийской культуры". Тогда характер художественной практики русских изографов был подражательным. Ведущие мастера - приезжие греки. Русские иконописцы ходили в учениках.

В XII столетии сложение общерусской школы иконописи было задержано распадом Руси на уделы. Хотя в региональных школах отдельные общие черты начали уже проявляться. XIII-XVI - период исторической катастрофы для русской культуры. Разорение сменилось оцепенением. Художественная деятельность замерла. Развитие продолжалось лишь в Новгородской и Псковской школах да в обособившейся Западной Руси, сумевшей избежать золотоордынского ига путем присоединения к Литовскому княжеству. Что, однако, привело ее впоследствии (в конце XIV в.) в полон Польши.

Рабство вызвало у русских мастеров комплекс неполноценности и робости. Отсюда довольство прилежным подражанием и копированием греческих и сербских образцов. Вот почему до конца XIV века на Руси не обнаруживались сильные индивидуальности в иконописи. Начало ему положило личное творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. И на первый взгляд непонятно, откуда они взялись в русской культуре.

Развитие

Похожие материалы

Информация о работе