Третий член символа веры. Учение церкви об ипостасном единстве и двух сущностях Иисуса Христа

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция 15. Третий член символа веры.

Нас ради человек и нашего ради спасения

Прот. Александр Шмеман. «Христианство-это религия спасения, спасение предполагает гибель. О спасении, а не об утешении молит тонущий человек или человек, летящий в пропасть. Только раскрывая глубину гибели, христианство раскрывает Христа и Его призыв - как спасение самой жизни, так безнадежно оторвавшейся от собственного своего содержания, от Бога, от вечности; и в отрыве этом ставшей страшным и зловонным кишением людей, одинаково приговоренных к бессмысленной гибели.

Можно сказать: всякая подлинная встреча со Христом раскрывает мне, прежде всего, тьму, гибельность и бессмысленность моей жизни. Я вижу Христа, и потому, что я вижу Его, я понимаю, что та жизнь, которой я живу, не настоящая жизнь, а жизнь, пронизанная гибелью, осужденная на гибель. И вера моя во Христа с того начинается, что каким-то необъяснимым и, тем не менее, самоочевидным для меня образом я узнаю, что только Он, Христос, может спасти меня, что только в Нем спасение и мое, и ближних, и всех, и всего».

«Воплощение» означает принятие Сыном Божиим тела человеческого, а «вочеловечение» - принятие души человеческой. Таким образом, сойдя с Небес, Бог Слово стал совершенным человеком, не переставая быть Богом.

Христологические ереси.

Уже в IV веке стало ясно, что вера во Христа как Спасителя предполагает исповедание в Нем полноты Божества и полноты человечества. Только в этом случае совершается воссоединение Бога и человека и открывается путь к обожению - смысл и цель человеческого существования. Но долгое время (до 7 в) вопрос состоял в том, как именно соединяется в Иисусе Христе божество и человечество. В течение многих веков люди совершали последовательные попытки решить этот богословский вопрос, что порождало многочисленные христологические ереси. Наиболее известные из них:

1.  Ересь Апполинария.

Апполинарий считал, что человек не способен к полному обожению, т.к. человеческий ум не может преодолеть греха, и человеческий ум заменен в Иисусе Христе Словом. Таким образом, произошло не вочеловечение, а лишь воплощение Бога. Но то, что не воспринято Иисусом, то не спасено, а значит, из этого учения следует, что полного спасения человека не произошло.

2.       Несторианство:

Известные пустынники и аскеты Антиохийской школы - Диодор и Феодор проповедовали волевой аскетизм, гуманизм и самостоятельность человеческой сущности во Христе. Согласно их учению, от Марии родился человек, который затем по благодати стал Сыном, т.е. храмом Бога Слово. Единство Бога и человека развивалось в Иисусе по мере борьбы с грехом и главное в этом - Его человеческий подвиг. Мария - Христородица, т.к. родила лишь человека - Христа.

3.       Монофизитство.

По мнению некоторых богословов Александрийской школы, Иисус Христос несоизмерим с людьми, в нем все слишком «преображено» и обожено. И говорить о Нем как о человеке, имеющем человеческое тело - кощунственно. А значит, Христос - не совершенный человек.

Учение церкви об ипостасном единстве и двух сущностях Иисуса Христа.

В 451 г. Халкидонский собор замыкает христологический период в богословии, но, слишком резко подчеркнув человеческую полноту в Иисусе, привел к монофизитству армянской церкви.

И только Максим Исповедник в VII веке (+ 662) до конца осознал и решил

Похожие материалы

Информация о работе