Учение об Иисусе Христе как о Логосе, Премудрости и Единородном Сыне Божьем. Проблематика родословий Иисуса Христа. Естество плоти Иисуса Христа и её небесное происхождение

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

есть только "свойство (характер) ипостаси" Отца, то значит у Сына не иная ипостась, чем у Отца, а та же самая, только явленная как бы в другом modus vivendi и modus operandi[1]. Можно даже утверждать, что само имя Сын есть кенотическое имя Отца, – этим именем называется, так сказать, Отец в "кеносисе" (Своем собственном самоуничижении), что очень хорошо видно на примере 1 Ин. 3:1-5, где слова "и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши" по контексту речи следует относить к Отцу (ст. 1), а также при сопоставлении Мф. 25:31 (пришествие Сына "в славе Своей") и Мф. 16:27, Мк. 8:38 (пришествие Сына "в славе Отца")[2]. Задумываются ли богословы от византийской ортодоксии, как возможно придти "в славе Отца", не будучи Отцом? Равно и в Евр. 7:28 сказано: "Слово же с клятвой, которая после Закона, [поставило] Сына (o logoV de thV orkwmosiaV thV meta ton nomon uion)"[3], из чего ясно, что Логос отождествляется с Отцом.

Однако, вопрос, что же все-таки имел ввиду в прологе к своему Евангелию Иоанн, вводя понятие "Логос", всякий раз возникает при чтении этого отрывка. Зачем понадобился Иоанну этот термин и что он хотел им сказать?

Следует сразу же отвергнуть гипотезу, что евангелист Иоанн обратился к приемам филоновско-платоновской эллинистической философии. Гораздо логичнее источник концепции Логоса у Иоанна искать исключительно в рамках еврейской библейской традиции. Эквивалентом выражения "Слово Божье" у Иоанна скорее всего является древне-еврейское debarYahweh ("слово Яхве"), – именно в смысле той речи, которая была обращена Богом к пророкам, а также в смысле творческой силы, посредством которой был создан мир. Это "слово" выступает как бывшее "в начале", ибо всё предопределено от вечности, то есть "у Бога", поскольку исходило всегда от Него и не имело никакого иного источника своего происхождения. Но так как у пророков "слово" иногда персонифицируется (Ис. 9:8; Пс. 106:20; Прем. 18:15), то Иоанн нарочито подчеркивает, что "слово было Бог". Последнее как раз сделано для того, чтобы "слово Бога" ни в коем случае не отделялось от Самого Бога, чтобы не подать повода к многобожию. Для Иоанна просто немыслимо было то толкование, которое придается этому месту последователями тринитарных доктрин, – а именно, что изречение "и Слово было Бог" нужно понимать в том смысле, что Слово такой же или подобный Бог, как и Тот, у Которого Оно было "в начале". На самом же деле в объяснении слов "Логос стал плотью" необходимо исходить из полной тождественности Логоса и Бога, как это выражено у Иоанна: "и Логос был Бог". Следовательно, это место нужно толковать таким образом: Логос, Который и есть Сам Бог, стал плотью. При этом нужно учитывать, что под термином "Бог" иудеи всегда подразумевали не абстрактную божественную природу, а конкретную личность Яхве, то есть Отца. Из этого с несомненностью видно, что Логос в понимании апостола Иоанна был Отцом, Который стал плотью. Слова "и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" нужно понимать так, что Отец пришел в уничиженном облике единственного Сына (кеносис). Сын и есть Тот Самый "единственный Бог[4], Который находится в недре Отца (monogenhV JeoV o wn eiV ton kolpon tou patroV)". Он "изъяснен" (exhghsato), то есть стал доступен человеческому пониманию, приблизился к человеку, явился во плоти для того, чтобы стало возможно увидеть Бога Отца, Которого "никто никогда не видел" (Ин. 1:18). Таков смысл пролога к Евангелию от Иоанна, который, во всяком случае, не противоречит монотеизму.

Наименование Сына Божьего "Премудростью" (sojia) (1 Кор. 1:24) также ставит экзегета в затруднительное положение. Дело в том, что это слово у Павла может быть отражением той "Премудрости" (евр. hokmah), о которой говорится в Притчах (8:22-31) и в других контекстах, связанных с этой темой (например Иов. 28). В Притч. 8 Премудрость также персонифицируется и заявляет, что существовала с Богом до начала мира. В  8:30 она оказывается даже художницей ('amon), бывшей рядом с Богом, когда Он творил мир. Основные темы Притч 8 развиваются далее в Сир. 1:10, где сообщается, что Премудрость была сотворена прежде всего и изливалась на все Божьи творения. Здесь просматривается явная параллель с учением о "Логосе

Похожие материалы

Информация о работе