История древней Греции в "темные века" и в архаический период, страница 2

По всей  очевидности,  наследие  культурное,   если   оно

............................ Что  касается  социального плана, то в период "темных веков"  произошли  глобальные  перемены  в структуре общества,  которые обусловили появление впоследствии греческой демократии.  Во-вторых, геометрический стиль росписи сосудов, сменивший весьма изысканную роспись микенского времени и выражающий собой,  как считалось  до  недавнего  времени, упадок, примитивность,  как  сейчас выясняется,  на самом деле выражает переход к более философскому взгляду на мир.

Что представляет собой геометрический стиль?  Представьте себе греческую вазу (отсылаю вас к книге Блаватского  "История античной расписной  керамики",  М,  70-е  гг.).  Если раньше в основном роспись была на тулове амфоры  и  представляла  собой ыигуры зверей и узоры,  то теперь .......  становятся уже и на месте их появляется довольно своеобразный орнамент - так называемый  меандр разнонаправленный и всякие кружочки,  треугольнички чередующиеся.  Было время, когда этот узор считался убогим и недостойным, но вдумавшись и сопоставив последующее развитие греков, особенно их внимание к геометрии, вообще геометричность  их мышления,  ученые сочли пристрастие к такой вазописи одной из характерных особенностей времени "темных веков".

Предпосылки расцвета  Греции,  ее выхода на первые роли в истории заложены именно в "темных веках".

Что представляло  собой  общество  гомеровского  времени?

Во-первых, огромные города,  существовавшие в Микенскую эпоху, исчезают. Они разрушаются, приходят в упадок. Если мы почитаем внимательно описание дворцов у Гомера,  т.е.  как живут  цари, покорившие Трою  и т.д.,  то мы увидим,  что живут они в неких

- 3 помещениях, огороженных частоколом,  где нет даже кухни, где в огромной столовой зале сидят и едят люди,  они там же разделывают скот,  там же снимают с него шкуру, там же происходит готовка, упражнение  в стрельбе и т.д.  Фактически все группируется вокруг центральной обеденной залы. Есть еще большой двор, на котором также занимаются разделкой туш и т.д.  Упоминания о каких-либо храмовых постройках мы у Гомера не находим.  Святилища - да, священные ... какие-то - да, а храмов нет.

Ни в языке,  ни в структуре гомеровского общества  мы  не находим разделения на город и деревню. Если в микенском городе существует термин "кома" ("деревня"),  существовало и  деление на большой центральный дворец,  город со своими ремесленниками и т.д., то в гомеровское время это различение пропадает. Город представляет  собой большую деревню.  Это означает,  что в обществе нет городской культуры.  Гомеровские поэмы представляют нам общество, стоящее на несравненно более низкой ступени развития в социальном и экономическом отношении, чем то общество, которое мы видим, читая таблички крито-микенского времени.

...который существовал в микенское время. Царь микенского времени Ванака, гомеровские цари называются совсем другим именем - Василевс (Василей).  Нет развития на ранги, на категории придворной челяди. Весь ее штат ограничивается некоторым количеством.......................................................

..............................................................

Любопытно, что рабы в гомеровское время разделяют  трапезу  со своими господами,  чего в микенское время,  конечно,  не было.

Вообще в гомеровское время раб не получил еще  широкого  распространения. Если на Востоке мы видим сравнительный рост количества рабов,  используемых в хозяйстве,  то в сравнении, скажем, с шумерским временем в Нововавилонской или даже Средневавилонской державе рабов использовали несравненно больше.  Рабы получали все менее ...........................................

Но в полном смысле классическое рабское хозяйство возникает не на Востоке, не в Греции, .....................................

Особый характер отношений господ с рабами мы  видим  именно  в гомеровских поэмах............................................