Понятие философской антропологии

Страницы работы

41 страница (Word-файл)

Содержание работы

Антропология

Лихачев А. Е.

Лекция № 1 от 28. 10. 98 г.

Понятие философской антропологии

Слово “антропология” происходит, как вы прекрасно понимаете, от слов “антропос” – человек и “логос” – учение.

Антропология – это комплексная научная дисциплина, ставящая целью изучение человека в полной совокупности его существенных качеств и свойств.

– Скажите, пожалуйста, комплексная это как?

– С разных точек зрения.

Какие дисциплины поставляют свой материал для антропологии, мы в прошлый раз говорили. Это и медицина, и общая биология, и психология, множество частных наук. Это такая отрасль как гигиена в том числе. Это все социальные науки. Это социология, изучающая человека как общественное существо. Свой материал антропологии дают и все гуманитарные науки. Они не зря называются гуманитарными, потому что по-гречески человек “антропос”, а по-латински, “гуманус”. Отсюда и искусство, и литература, все дают материал. И театр. Философские науки, они все затрагивают проблему человека. Прежде всего, это такие области как собственно антропология – раздел философии, этика и эстетика.

– Объясните, пожалуйста, что такое этика и эстетика?

– Этика от слова “этос” означает обычай, нрав. Этика – наука о нравственности, систематизация и философское обоснование нравственных традиций и взглядов.

Вам надо читать энциклопедические словари. Это обязательный этап для каждого студента. Если вы не заведете собственный словарь, вы будете поражать преподавателей непросвещенностью. Ваш имидж будет падать. Я очень ценю вашу открытость и доверие. В моих глазах вы своей открытостью возвышаетесь. Но не всем это свойственно, поэтому будьте поосторожнее. Не то, что молчите, а целенаправленно незнакомое слово на полях написали, а дома проработали. Вот такой способ самообразования. Мужская половина счастливее. У нас есть такое время как армейская служба, когда очень много досуга. Вы не служили? В армии есть досуг. Я в армии занимался тем, что ходил в библиотеку, сидел и рылся в словарях философских, энциклопедических, эстетических, и благодаря этому почувствовал, что приобщился к некоторой культурной традиции. Я потом после этого сумел читать разные мудрые книги, а раньше я не понимал, зачем их читать. Тут я сел, написал разные понятия, их связь между собой. А потом стал критиковать Ленина сразу. Я мечтал написать 60 томов опровержений Ленина – на каждый том. Но потом понял, что опровержение есть в маленькой книжечке, которая называется Евангелие. Ничего не надо выдумывать.

Итак, что еще? Эстетика? Эстетика – наука о прекрасном, философский взгляд на закономерность эстетического восприятия, развитие эстетического чувства.

Что можно сказать о философской антропологии? Философская антропология, как самостоятельная отрасль философии, подготавливалась к своему формированию еще с середины XIX в. и даже раньше. В XVIII в. Локк , в XVII в. Декарт создавали вполне определенные картины мира, в которых полагали определенное место и человеку. Особенно Локк. Эта формула, “табула рада” (?) – чистая доска (?). Это – формула Локка, в которой он рассуждает о природе человеческой души. Французские просветители – Вольтер, Руссо, Дидро – тоже имели свой взгляд на человека. Особенно Руссо со своим Эмилем. Он исходил из вполне конкретного взгляда на человеческую душу. Он выделил принцип, что человеческая природа добра по своему существу. Нужно ей доверять, раскрывать ее, лишив силы всякие дурные влияния. В конечном итоге, вы придете к благому доброму результату. Эта его педагогическая утопия. Эмиль показывает, как это могло бы произойти в жизни. Вы будете с этим взглядом знакомиться на “Истории педагогики” подробно. А нас интересует антропологическая сторона.

В XIX в. много философов занималось человеческой проблематикой. И. Кант, которого трансцендентальная этика посвящена проблеме человека и смысл его бытия. Знаете слово “трансцендентальное”, по-русски “заграничное, запредельное”. Это Гегель с его философией мирового Духа. Он воспринимает человека как место проявления Божества в мире. Вы знаете, что божество Гегеля – это мировой Дух – носит пантеистический характер. Гегель – пантеист, хотя в личной жизни христианин, неизвестно правда какого толка. Но его философия была совершенно пантеистической. Это интересное явление: человек благочестивый, церковный излагает философские взгляды совершенно нецерковные. Как это может быть? Ну, у нас тоже такие есть. Шопенгауер. Тоже знакомое вам имя. Он развил такое направление в отношении человека как волюнтаризм. Он говорил, что самая главная движущая сила человека, человеческого существования – воля. Я там касался Декарта и проскочил. У него есть одна важная идея. Декарт сказал о человеке, что это механизм, через который может действовать дух. Он сделал противоположными духовное и телесное начало в человеке. Разорвал их друг от друга и сказал, что душа, действующая через мозг, есть единственная точка соприкосновения мира духовного и мира материального. Вы можете спросить: были ли они антропологами? Нет, это все были философы. Антропологию соотносят с именем такого германского мыслителя как Макс Шелер. К сожалению, не помню дат его жизни. Скончался он в 1929 г., если не изменяет мне память, в достаточно молодом возрасте. От него ждали много трудов, но он скончался.

Похожие материалы

Информация о работе