Исторические размышления о каноничности канонизации, страница 2

Западная же практика, начиная с папы Иоанна XV, прославившего своею буллой

Ульриха Аугсбургскаго в 993 г., установила две ступени прославления: беатификацию (букв. ублажение, соотв. немецкое Seligsprechung) и канонизацию (соотв. Heilsprechung). Уже папа Александр III писал шведскому королю Иерониму Капуте, что «никто да не почитает святого без санкции папы». Закрепил окончательно этот порядок папа Венедикт XIV в энциклике

«De servorum Dei beatificatione» (1734). Параллельно в греческом появляется и нечеткий термин PiUaiuoeo («признание»), видимо как соответствие «беатификации» или как некая промежуточная ступень

«канонизации».

Итак, мы можем констатировать, что как форма, так и содержание процедуры канонизации пришли с латинского Запада и порождены юридизмом, свойственным папистической доктрине. Как на Западе, так и на Востоке, оправдывалась эта практика еще и тем, что, дескать, народ — темный, и его учить потребно иерархии — «церкви учащей». В латинском средневековье ходила мрачная история о том, как некий епископ в отдаленном немецком диоцезе обнаружил странного святого, оказавшегося на поверку просто верным псом, спасшим жизнь своего хозяина, за что благодарные холопы похоронили его с почестями, а их внуки и правнуки стали почитать его как святого. Во избежание таковых случаев латиняне стали прибегать к беатификации и канонизации.

Однако в последнее время и среди католических богословов стали раздаваться голоса против папской легитимизации почитания святых. Так, например,

Фердинандо Делль’Оро в недавно вышедшей книге возражает против двухступенчатого процесса западной беатификации-канонизации как не оправданного богословски и противоречащего самому духу христианства[3].

Каноническое положение канонизации в Православии.

Вопрос стоит теперь так: можно ли найти аналог явлению канонизации в

Православии? Ответ на него исторически надобно дать положительный.

Православная Церковь усвоила латинский обычай канонизации святых в целях дидактических, но не придерживалась его строго. Канонисты говорят, что никакого канона, определяющего порядок и даже просто утверждающего необходимость канонизации, не существует. Фактически, процедура канонизации призвана констатировать наличие или отсутствие тех признаков, о которых писал еще в XVII в. в «Опровержении главенства папы» Патриарх

Иерусалимский Нектарий:

1. Безукоризненное Православие;

2. Совершение всех добродетелей, за которыми следует стояние за веру даже до крови;

3. Проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

Нектарий добавляет, что в прежнее время, когда люди были добросовестнее, доставало одних чудес, но в последние времена, когда подделывают чудеса и сочиняют добродетельную жизнь умерших, потребны знамения — нетление тел или благовонный запах от костей. Известен случай, когда на Афоне, в монастыре Ватопеди, были обнаружены при работах в усыпальнице источающие благовоние кости неизвестного подвижника, который стал немедленно почитаться братиею с именем Евдокима. Впрочем, наличие мощей или поклонение им сами по себе никогда условием прославления не были. Просто не было идеи «условия» — как писал Голубинский, — «канонизированный святой» — это тот, кого почитают, кому служат молебны и кого просят о заступлении. Таким образом, само почитание выражается в следующих проявлениях благочестия:

1. в молитвенном обращении ко святому;

2. поклонении его честным мощам;

3. поклонении его иконам;

4. созидании в его честь храмов;

5. в синаксарном поминовении и

6. в зависящей от этого службе святому (т. н. Poiaoeex Peieioea ).