Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте

Страницы работы

Содержание работы

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ И ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ.

(система стандартов Министерства транспорта – СМТ)

В соответствии с постановлением правительства №8-18 от 15.12.2001 г. «О федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России 2002 - 2010 гг.» одним из основных условий модернизации транспортной системы страны является обновление нормативно-технической базы организации и управления перевозками, соответствующее требованиям законодательства и основанное на современных достижениях науки и техники.

8 мая 2003 г. распоряжением Министерства транспорта №АН-143-Р введена в действие «Система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте». Её создание связано с формированием единых процедур разработки, внедрения и мониторинга нормативных документов по стандартизации в сфере автомобильного транспорта, которые должны послужить основой реализации политики Министерства транспорта в части обновления и совершенствования нормативного обеспечения деятельности автомобильного транспорта. Необходимость такого обновления вызвана требованиями приведения нормативной базы перевозок в соответствие с условиями международных стандартов в области менеджмента качества    ISO 9000.

Цели и задачи системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте:

1. Обеспечение безопасности перевозок.

2. Повышение конкурентоспособности автомобильного транспорта.

3. Рациональное использование ресурсов.

4. Техническая и информационная совместимость.

5. Сопоставимость технических и экономико-статистических данных в области автомобильного транспорта.

В правовом отношении система стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте базируется на Федеральном законе «О техническом регулировании», определяющим принципы управления качеством и безопасностью перевозок. В соответствии с законом одним из путей решения проблемы качества и безопасности является использование механизмов стандартизации, позволяющих формализовать комплекс необходимых требований к организации и выполнению перевозок.

Основой системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте является новая категория документов  - стандарты Министерства транспорта, отражающие подход Министерства транспорта к вопросам нормативного обеспечения организации и управления во всех подотраслях автомобильного транспорта.

Объектами стандартизации системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте являются:

1. Продукция, работа, процесс и услуга.

2. Системы качества и производства.

3. Персонал и рабочие места, используемые в сфере автомобильного транспорта, их отдельные свойства и показатели.

4. Процессы организации и управления деятельностью на автомобильном транспорте.

Достижение целей системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте предполагает решение следующих задач:

1. Установление требований к номенклатуре и качеству услуг автомобильного транспорта.

2. Согласование показателей и характеристик услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта.

3. Установление материальных норм в сфере автомобильного транспорта, нормативного обеспечения контроля, сертификации и оценки качества перевозок.

4. Создание и введение систем учёта информации в области автомобильного транспорта, введение типовых требований к форме, структуре и содержанию нормативных документов, используемых в сфере автомобильного транспорта.

5. Типизация процедур внедрения нормативных документов по стандартизации.

6. Создание системы информирования предприятий о разработке и принятии документов по стандартизации, и создание системы распространения нормативных документов по стандартизации

Решение этих задач обеспечивается комплексом документов системы стандартизации на автомобильном и городском пассажирском транспорте:

1. СМТ АЭ №001-03 «Система стандартизации на автомобильном транспорте. Основные положения».

2. СМТ АЭ №002-03 «Система стандартизации на автомобильном транспорте. Порядок разработки, принятия и внедрения стандартов».

3. СМТ АЭ №003-03 «Система стандартизации на автомобильном транспорте. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению стандартов Министерства транспорта Российской Федерации».

4. СМТ АЭ №004-03 «Система стандартизации на автомобильном транспорте. Правила ведения реестра».

В соответствии с СМТ целесообразность разработки нормативных документов оценивается с точки зрения их социальной, технической и экономической необходимости. При этом в порядке приоритета должны разрабатываться документы:

а) способствующие обеспечению личной безопасности пассажиров и экологической безопасности;

б) обеспечивающие совместимость и взаимозаменяемость в сфере производства и потребления транспортных услуг;

в) на новые и перспективные виды услуг автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Отличительной особенностью СМТ является возможность включения в неё отраслевых стандартов и стандартов предприятий, а также разработанные иными организациями и ведомствами. Эти документы вводятся в СМТ в целях:

1. Создание условий для формирование фонда нормативно-технических документов, наиболее полно отражающих вопросы деятельности автомобильного транспорта, создание фондов, независимо от их формы и разработки.

2. Сохранение накопленного ранее потенциала нормативно-технических документов в сфере автомобильного транспорта, имеющих статус отличный от стандартов СМТ.

Организационной основой деятельности СМТ является подразделение по стандартизации, функции которого возложены на Управлении Безопасности Дорожного Движения и технической политики на автомобильном и городском пассажирском транспорте. В число его задач входят:

1. Формирование единой технической политики в области стандартизации на автомобильном транспорте.

2. Определение объектов стандартизации.

3. Установление единых правил и процедур стандартизации.

4. Организационно-методическое руководство и контроль над проведением стандартизации.

5. Обеспечение связей с национальным органом по стандартизации и международными организациями.

6. Непосредственное проведение работ по СМТ возложено на подразделение службы Росавтотранс.

Функции:

а) формирование политики работ по стандартизации;

б) формирование технических заданий на проведение научно-исследовательских работ, необходимых для разработке документов по стандартизации;

в) определение требований, показателей, норм и характеристик для включения их в нормативные документы по стандартизации;

г) принятие работ по стандартизации, экспертиза и утверждение документов по стандартизации.

Похожие материалы

Информация о работе