Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия, страница 2

Перечисленные признаки являются не единственными, а только основными, принимаемыми при проектировании ОПС АТП.

ОПС отличаются друг от друга не только признаками формирования, но и сложностью, и количеством уровней управления и степенью формализации. Взаимоотношения между структурными единицами могут обеспечиваться как вертикальными информационными связями (передача информации, изменяющей состояние АТП – приказы, распоряжения, задания), так и горизонтальными связями 9 передача исполнительской, рабочей информации, являющейся подготовительной для принятия управленческих решений).

Ни одна ОПС не может быть задана раз и на всегда. Приходится перепроектировать ОПС в связи с изменениями производственной деятельности АТП или под воздействием внешней среды.

При проектировании организационных структур АТП учитывают следующие положения:

1. Основа для проектирования – это  формирование генеральной цели и выявление подцелей АТП, т.к. проектирование предполагает закрепление подцелей за отдельными подразделениями, соответствующими по своим функциям выполнению каждой из подцелей.

2. Изменение организационной структуры требует продолжительной подготовительной работы. В малом АТП изменение структуры происходит быстрее по сравнению с крупным.

3. потребность в изменении организационной структуры возникает, когда:

а) наступает кризисная ситуация и в связи с этим необходим прорыв на новый сегмент РТУ или объединение с другим АТП, или освоение новых видов услуг, или общее повышение эффективности менеджмента;

б) происходит смена руководства и новая политика руководства требует организационного перепроектирования;

в) АТП находится на той стадии жизненного цикла, когда изменение структуры необходимо.

4. Существуют обязательные трудовые функции и соответственно подразделения, предусмотренные законодательно или отраслевыми инструкциями.

5. Существуют подразделения, наличие которых непосредственно связано с характером производственного процесса и миссии АТП. Так, в соответствии с отраслевым законодательством в структуре АТП обязательно выделение подразделения, отвечающее за обеспечение функции организации перевозок с наличием конкретных исполнителей.

6. Количество уровней управления зависит от величины АТП. От этого же зависят степень формализации структуры управления, степень централизации функций, уровень использования информационных технологий в управлении.

7. Чем больше уровней управления, тем жёстче и инертнее организационная структура, что может снижать эффективность управленческого воздействия.

Структура управления АТП формируется на основе иерархии выполняемых функций и решаемых задач. Выполнение отдельных функций закрепляют за подразделениями и исполнителями, распределяя эти функции по признаку общности. Статус подразделений, численность и квалификационные требования к работникам устанавливают с учётом трудоёмкости и сложности работы.

Основным производственным подразделением на АТП является служба эксплуатации (СЭ). СЭ организует, осуществляет, контролирует и анализирует перевозочный процесс. Организационно СЭ строится по линейно-функциональному признаку. Она непосредственно обеспечивает достижение конечной цели работы АТП, в связи с чем является головной службой АТП. Все остальные службы, и прежде всего производственно-техническая, обеспечивают работу СЭ.