Экологическое просвещение и воспитание учащихся на уроках химии (Защита выпускной квалификационной работы), страница 2

В учебнике Н. Е. Кузнецовой с соавт. вопросы экологического просвещения представлены наиболее полно:  авторы вводят понятие «экология»; дополнительно к названным вопросам рассматривают влияние радиоактивности и обсуждают защиту человека, животных и растений от химического загрязнения.

А в учебнике Ивановой вводится понятие ПДК, которое отсутствует в других учебниках.

Проблема кислотных дождей и автомобильного транспорта освещается только в учебнике Габриеляна.

Ни в одном из учебников не присутствует понятие мониторинга окружающей среды.

Подобный анализ был проведен по содержанию учебников химии для 9 класса тех же авторов, а также профильного и базового курсов 10 класса. Обсуждение представлено в работе.

Учителю химии, который хотел бы усилить экологическую составляющую курса химии, можно рекомендовать для работы учебники Н.Е. Кузнецовой и Л.С. Гузея с соавт. Но и в этом случае  потребуется дополнительный материал, который позволил бы экологизировать химическое содержание.

Сравнительный анализ учебников каждой линии показал, что вопросы экологического характера, рассматриваемые в 8 классе, дополняются соответствующим материалом в 9 классе. Имеется также преемственность между курсами химии основной и профильной школы. Так, в курсе органической химии (базовый уровень) О.С. Габриеляна вновь обращаются к круговоротам элементов в природе; к вопросам загрязнения окружающей среды углеводородами; применению органических веществ  и  биологическому значению углеводов. Но кроме таких курсов, изучаются профильные нехимические курсы. Среди них выгодно отличается курс химии для 10 класса Е.В. Савинкиной и Г.П.Логиновой.

В период педагогической практики (2007/08 учебный год) нами осуществлялось преподавание химии в МОУ СОШ № 12 г. Новосибирска. Изучались темы «Тепловой эффект химических реакций», «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

Слайд 6

Содержание данной темы изложено в учебнике 8 класса, однако по тематическому планированию учителя школы, оно изучалось в начале 9-го класса после повторения основных вопросов курса химии 8 класса. После изучения данной темы учащиеся приступили к изучению химии элементов – металлов и неметаллов.

Содержание данной темы связано с изучением понятий о скорости химической реакции, факторах, влияющих на нее, о химическом равновесии и т.п. На первый взгляд, эти понятия далеки от вопросов экологического образования и воспитания учащихся. Покажем на конкретных уроках химии, как можно решать задачу экологизации курса химии и на таком содержании.

Так, в задачи первого урока входило

- формирование у учащихся не только химических знаний, но и экологической составляющей, включающей представление  о пользе и вреде отдельных химических превращений;

-  привлечение внимания учащихся к проблемам загрязнения окружающей среды химическими веществами.

На уроке формировались понятия: (Слайд 7)

•  тепловой эффект химических реакций;

•  экзо- и эндотермические реакции;

•  термохимическое уравнение

В качестве примеров, иллюстрирующих эти понятия, приводились следующие химические реакции:

1)  C + O2 = CO2 + Q

2) 2HgO = 2Hg + O2 – Q

3) N2 + O2 = 2NO – 180 кДж

4) S + O2 = SO2 + 297 кДж    

5) SO2 + O2 = SO3 + Q

По каждому  случаю давали материал, связанный с экологическими проблемами. В частности рассматривалось загрязнение окружающей среды соединениями, вступающими в реакцию или выделяющимися в результате  нее. Подробная информация представлена в работе.

На уроке по теме «Скорость химических реакций» среди других решалась задача:

- ознакомить учащихся с влиянием внешних условий на химические процессы в живой природе.

Основные понятия, формируемые на данном уроке: (Слайд 8)

· скорость химических реакций;

· реакции гомо- и гетерогенные;

· зависимость скорости химической реакции от разных факторов.

На этом уроке появляется возможность рассказать учащимся о биологических катализаторах – ферментах, или энзимах, которые ускоряют реакции, необходимые для функционирования живых организмов.

При изучении темы «Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие» имеется возможность рассмотреть с учащимися экологическое равновесие и принцип Ле Шателье применительно к экосистеме.

На уроке вводились новые понятия: (Слайд 9)

· обратимые и необратимые реакции;

· химическое равновесие.