Тематика семинарских занятий и тест для проверки уровня знаний студентов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

оползни, сели,  снежные лавины, лесные и торфяные пожары, бури, ураганы, смерчи).

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

1.  Э.А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2003.

2.  Л.А. Михайлов. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М.: Изд-во «Питер», 2004.

3.  Публикации периодической печати.

П Л А Н   С Е М И Н А Р А   № 2

Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера»

Учебные цели:

1.  Закрепить полученные на лекции знания по вопросам безопасности жизнедеятельности.

2.  Углубить знания по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Учебные вопросы:

1.  Транспортные аварии и катастрофы.

-  Аварии на городском транспорте

-  виды ДТП

-  безопасное поведение на автотранспорте

-  особенности поведения в метро

-  аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте

-  аварии на авиационном транспорте

-  аварии на водном транспорте

-  характеристика спасательных средств

-  действия терпящих кораблекрушения

-  высадка с судна

2.  Пожары и взрывы

-  Краткая характеристика пожаро и взрывоопасных объектов

-  виды пожаров

-  классификация взрывов

-  взрывы конденсированных взрывчатых веществ, газо- паро- и пылевоздушных смесей

3.  Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ

-  аварии с выбросом АХОВ

-  воздействие химически опасных веществ на организм человека

-  виды воздействия АХОВ на организм человека

-  краткая характеристика некоторых видов АХОВ

-  технические жидкости

4.  Аварии с выбросом радиоактивных веществ

-  естественные источники радиоактивности на Земле

-  АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного заражения

-  аварии на радиационно-опасных объектах

-  Чернобыльская катастрофа и ее последствия

-  Действия населения при аварии на атомных электростанциях

5.  Гидродинамические аварии

-  общие понятия о гидродинамических сооружениях и их классификация

-  основные цели устройства плотин

-  основная классификация плотин

-  состояние гидротехнических сооружений РФ

-  аварии на гидродинамических сооружениях

-  причины и виды гидродинамических аварий

-  последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения

-  действия населения при угрозе и во время гидродинамических аварий

6.  Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье человека

-  Окружающая среда и здоровье человека

-  химические факторы

-  биологические факторы

-  физические факторы

-  влияние неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека

-  охрана окружающей среды

-  природоохранная деятельность предприятий

-  Экологическое право

-  экономический механизм охраны окружающей природной среды

-  глобальные экологические проблемы современности

-  парниковый эффект, кислотные осадки

-  озоновый экран земли

-  проблема отходов

-  уничтожение лесов

5. Безопасность пищи и питания

-  условия хранения и транспортировки

-  условия приготовления

-  условия питания

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.  Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под редакцией Л.А. Михайлова. – СПб.: Из-во «Питер», 2005, -301 с.

2.  Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под редакцией Э.А. Арустамова. – М.: Из-во «Дашков и Ко», 2003,-493 с.

3.  Ярочкин В.И. Оружие гражданское, служебное, боевое.- М., 1997

4.  Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Б. Варющенко, В.С. Гостев, Н.М. Киршин и др.; Под ред. Н.М. Киршина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 320 с.

5.  Безопасность России. Защита населения и территорий в ЧС / Под ред. С.К. Шойгу. - М.: МФГ "Знание", 2000. - 300 с.

6.  Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. О.Н. Русака. - СПб.: Изд-во "Лань", 2005. - 448 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1.  Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств: Учебное пособие / Под ред. В.Л. Лапина. - М.: Высшая школа, 1999. - 318 с.

2.  Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 1999. - 448 с.

3.  Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. - М.: МФГ "Знание", 1999.

4.  Васецкий Н.А. и др. Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. - М.: МФГ "Знание", 1998. - 300 с.

5.  Воробьев Ю.Л. Концепция национальной безопасности России. - Журнал "Гражданская защита", ©5, 2000 г.

6.  Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков ЧС. - М.: Деловой экспресс, 2000. - 248 с.

7.  Защита населения и территорий в ЧС. / С.А. Буланенков, С.И. Воронов, П.П. Губченко и др.; Под общ. ред. М.И. Фалеева. - Калуга: ГУП "Облиздат", 2001. - 480 с.

8.  Инженерная экология и экологический менеджмент: Учебник / Под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. - М.: Логос, 2001. - 528 с.

9.  Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. - М.: Атомиздат, 1979.

10.  Русак О.Н. Безопасность и охрана труда: Учебное пособие. - СПб.: ЛТА, МАНЭБ, 1998. - 320 с.

11.  Тарасов В.В. и др. Основы защиты населения и территорий в ЧС: Учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. - 190 с.

Первый семестровый контроль знаний

1.             На примере конкретного опасного и вредного производственного фактора (ОВПФ) раскройте содержание каждой из задач по охране труда.

2.  Роль и назначение классификации опасных производственных факторов.

3.  Приведите примеры количественной оценки опасных и вредных факторов.

4.  Что такое приемлемый риск?

5.  Какими методами достигается обеспечение безопасности?

6.  Какие существуют средства обеспечения безопасности труда?

7.            Приведите      примеры       природных,      антропогенных,      биологических,      социальных      и    психофизиологических ОВПФ.

8.  Приведите примеры реализации принципа деструкции.

9.  Приведите примеры реализации принципов снижения опасности и ликвидации опасности.

10.  Приведите примеры реализации принципа информации.

11.  Приведите примеры реализации принципа экранирования.

12.  Приведите примеры реализации принципа нормирования.

13.  Приведите примеры реализации принципа слабого звена.

14.           Перечислите   основные   формы   деятельности   человека.   Что   понимают   под   тяжестью   и  напряженностью труда?

15.          Какими фазами характеризуется работоспособность человека?

16.          Укажите,    на   какие   классы    вредности   делятся   условия   трудовой   деятельности. Дайте характеристику всех классов вредности.

17.  Что такое производственная санитария и гигиена труда?                                  

18.  Дайте определение «Производственная зона», «Рабочая зона», «Рабочее место

Похожие материалы

Информация о работе