Рабочая программа дисциплины профессионального цикла «Конституционное право России» (Структура и содержание дисциплины (курса). Примеры тестовых заданий)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Организация деловой игры по теме "Избирательное право России".

По итогам изучения данной дисциплины предполагается форма итоговой аттестации в виде экзамена в каждом из семестров.


Структура дисциплины                                                                                                                                           Таблица 2

Наименова-ния разделов (модулей)

Содержание разделов (модулей)

Трудоемкости разделов (модулей), академические часы

Основные результаты изучения разделов (модулей)

Знания, умения, навыки

Компетенции

1

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права, наука и учебная дисциплина

Наука конституционного права как составная часть системы юридических наук. Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации.  Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью и государственно-правовые отношения. Содержание, виды и правовое значение основ конституционного строя по Конституции РФ 1993 года.

2 лекции (4 часа)

4 семинарских занятия (8 часов)

Студент должен:

Знать:

-общие категории и понятия конституционного права как отрасли права, а также термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;

-специфику конституционно-правовых отношений;

Уметь:

-обобщать полученные знания в области конституционного права;

-толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы их толкования;

-использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах на практик;

Владеть:

-осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества;

-навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, регулируемых конституционным правом .

ОК-4 ОК-5, ОК-6

ПК-4 ПК-6

2

Источники и структура конституционного права

Понятие источника конституционного права;

Виды законов: федераль-ные конституционные законы, федеральные законы. Юридическая природа актов Конституционного суда, их значение для правовой системы. Конституционно-правовые институты: понятие, виды, критерии разграничения

1 лекции (2 часа)

2 семинарских занятия (4 часа)

Студент должен:

Знать:

-источники конституционного права - сущность и содержание основных понятий;

-систематизацию конституционного законода-тельства.

Уметь:

-анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;

-анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в профессиональной деятельности;

-устанавливать соотношения конституционно-правовых норм по юридической силе, определяя место их место в иерархии правовых норм;

Владеть:

-осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституализма;

ОК-4; ПК-13.

3

Конституция Российской Федерации

Понятие конституции и ее сущность. Основные этапы развития российской Конституции. Свойства и функции Конституции РФ 1993 года. Особенности структуры и содержания Конституции РФ 1993 года. Правопреемство РФ в отношении СССР и РСФСР.

Правовая охрана Конституции РФ 1993 года. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию РФ. Конституционный контроль в РФ, его особенности.

2 лекции (4 часа)

4семинарских занятия (8 часов)

Студент должен:

Знать:

- теоретические и исторические основы современного российского конституализма.

-содержание, основные функции, основные черты Конституции 1993 г., в том числе официальные толкования конституционных норм, действующие изменения текста

Уметь:

-оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию;

-выявлять основные проблемы конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения;

Владеть:

-развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права

ОК-6, ПК-1,ПК-4.

4

Понятие и признаки конституционного государства

Конституционный строй Российской Федерации.

Российская Федерация-демократическое государство.

Российская Федерация- суверенное, правовое, социальное государство.

Экономическая основа Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус средств массовой информации.

Конституционно-правовой статус общественных объединений.

2 лекции (4 часа)

4семинарских занятия (8 часов)

Студент должен:

Знать:

- значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации;

- раскрыть следующую дефиницию: «Российская Федерация-демократическое, светское, социальное, правовое, федеративное государство с республиканской формой правления».

Уметь:

-самостоятельно осуществлять: поиск, анализ, систематизацию правовой информации (нормативно-правовых актов, судебных решений, научных и учебных источников) в сфере конституционных отношений.

Владеть:

- навыками самостоятельного обучения методам исследования конституционно-правовых явленийи процессов.

5

Основы правового статуса человека и гражданина

Основы правового статуса человека и гражданина как конституционно-правовой институт; гражданство Российской Федерации; конституци-онные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России, гарантии конституцион-ных прав и свобод человека и гражданина в России, развитие концепции прав человека в конституционном законодательстве России.

2 лекции (4 часа)

4 семинарских занятия (8 часов)

Знать:

-конституционно-правовое регулирование статуса человека и гражданина, институтов непосредственной демократии;

-становление и развитие института гражданства;

-способы защиты прав и свобод личности.

Уметь:

-применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав и свобод, обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления.

Владеть:

Осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов в целях выявления в них коррупционных положений;

-соблюдать принципы этики юриста.

ОК-1, ОК-2; ОК-4,ОК-5,ПК-6

6

Федеративное устройство

Основы федеративного устройства России; федерализм-как основа стабильности и территориальной целостности Российской Федерации; конституционные принципы организации и функционирования государственной власти в Российской Федерации.-Избирательное право и избирательный процесс.

4 лекции (8 часов)

12 семинарских занятий (24 часа)

Знать:

-федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития;

-принципы современного российского федерализма;

-понятие и виды суверенитета, положения разделения государственной власти.

Уметь:

-самостоятельно применять конституционно-правовые нормы во взаимоотношениях с федеральными и региональными(субъектов РФ) органами государственной власти и местного самоуправления, государственными учреждениями, коммерческими и некоммерческими объединениями граждан

Владеть:

-навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, разрешения правовых проблем и коллизий; .

ОК-4,ПК-4,ПК-6,  ПК-13,ПК-1

7

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

Общая характеристика системы органов государственной власти в России, конституционно-правовой статус Президента России, конституционно-правовой статус парламента России, конституционно-правовой статус Правительства России, конституционно-правовые основы организации судебной власти в России, конституционно-правовой статус прокуратуры в России, конституционно-правовые основы организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

5 лекций (10 часов)

15 семинарских занятий (30 часов)

Знать:

-конституционные основы организации и обеспечения функционирования органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления;

-функции и полномочия Президента РФ.;

-взаимодействие Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебнойвласти;

-конституционныместное признаки статуса Федерального Собрания Российской Федерации;

- конституционно-правовой статус Правительства РФ;

-взаимодействие Правительства РФ с другими органами. Правовые акты Правительства РФ;

-система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ;

-принцип единства системы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: особенности структуры и правового статуса.

Уметь:

-обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм

.

Владеть:

-анализировать современные конституционно-значимые проблемы и процессы;

-демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации .

ОК-1,ОК-2, ОК-6, ПК-2,ПК-4,ПК-6

Итого в семестрах 3,4:

--

--

Итого в семестре «3»:

54

--

--

Итого в семестре «4»:

72

--

--

Трудоемкость промежуточной аттестации

в семестре 3

4,4

--

--

Трудоемкость промежуточной аттестации

в семестре 4

4,6

В целом по дисциплине:

9

--

--

3 Календарный график изучения дисциплины

3.1. Лекции

Таблица 3 - Программа лекций

Тематика лекций

Трудоемкость (академические часы)

Ориентация материала лекции на формирование

Лекции в целом

в том числе с использованием активных методов обучения

Знаний, умений, навыков обучающихся

Компетенций выпускников

1

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.

Конституционно-правовые отношения. Их содержание, субъекты, объекты.

Система отрасли, основные правовые институты

4

4 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

- уметь различать и объяснять соотношение конституционного права как отрасли права, науки, учебной дисциплины;

- демонстрировать понимание места и роли конституционного права в системе российского права;.

- владеть основными категориями конституционного права;

-уметь определять предмет конституционного права;

-выявлять особенности конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, распознавать их виды;

-демонстрировать способность юридически правильно особенности коммуникативной стороны общения: вербальные, невербальные коммуникации.

ОК-4, ОК-5,ОК-6,ПК-4, ПК-6

2

Источники конституционного права.

2

-анализировать источники конституционного права, классифицировать их и выявлять системные связи между ними;

-

ОК-4; ПК-13.

3

Конституция Российской Федерации и ее развитие.

4

4 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

-формулировать понятие конституции, раскрывать ее сущность;

-выделять основные этапы развития российской конституции и давать им характеристику;

-характеризовать особенности разработки, обсуждения и принятия Конституции 1993 г.;

-формулировать юридические свойства Конституции РФ, демонстрировать знание их содержания;

-характеризовать порядок пересмотра Конституции РФ, внесения в нее поправок и изменений;

-владеть основными навыками работы с Конституцией РФ,

-анализировать социально-значимые проблемы, связанные с реализацией Конституции РФ;

-владеть навыками обобщения, анализа информации о российской  Конституции, проблемах ее реализации;

-воспитывать уважение к  Конституции РФ в своей профессиональной деятельности;

ОК-6,ПК-1,ПК-4.

4

Основы конституционного строя Российской Федерации

4

4 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

-осознавать социальную и правовую значимость основ конституционного строя Российской Федерации для своей будущей профессии;

-владеть юридической терминологией в области основ конституционного строя Российской Федерации;

-уметь применять нормы  Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя России;

-понимать социальную ценность народовластия;

-соотносить понятия «народны» и «государственный» суверенитет; раскрывать понятие конституционных характеристик Российской Федерации

ОК-1, ОК-4,ОК-5,ПК-6

5

Основы статуса личности в Российской Федерации

Конституционные пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Общий, специальные и чрезвычайные режимы ограничений прав и свобод. Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей.

2

-уметь характеризовать место и роль института основ правового статуса личности в системе конституционного права и всей правовой системе России;

- владеть юридической терминологией в области основ правового статуса личности;

-уметь раскрыть значение  основ правового статуса личности;

-знать и раскрывать содержание принципов правового статуса человека и гражданина;

-участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений , способствующих созданию условий для проведения коррупции.

ОК-1,ОК-2; ОК-4,ОК-5,ПК-2,ПК-4,ПК-6

6

Гражданство Российской Федерации

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства.

2

-формулировать понятие гражданства и раскрывать содержание принципов гражданства Российской Федерации;

-выявлять и характеризовать основные этапы развития законодательства о гражданстве Российской Федерации;

-владеть юридической терминологией по вопросам гражданства (филиация, оптация, апатриды и т.д.;

-характеризовать полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве;

-анализировать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;

ПК-2,ПК-4,ПК-6

Итого в семестре 3:

18

--

--

7

Федеративное устройство России

2

2 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

- владеть юридической терминологией в области федерализма;

-выделять понятие и формы государственного (государственно-территориального) устройства. сравнивать признаки унитарного и федеративного государств;

- выявлять особенности российской федерации, отличающие ее от других федеративных государств;

-выделять и описывать основные этапы становления российского федерализма;

-уметь толковать нормы Конституции России, закрепляющие основы федеративного устройства России

-анализировать современную российскую концепцию федерализма.

-анализировать конституционно-правовой статус субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;

-анализировать тенденции развития федеративных отношений;

-характеризовать административно-территориальное устройство субъектов РФ;

-владеть навыками обобщения изученного материала о федеративном устройстве России.

ОК-4,ПК-4,ПК-6,ПК-13

8

Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации.

2

2 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

-осознавать социальную и правовую значимость конституционных основ системы органов государственной власти в Российской Федерации;

-обладать достаточным уровнем профессионального правосознания для применения конституционных норм, закрепляющих систему органов государственной власти в Российской Федерации для своей будущей профессии;

-выявлять особенности республиканской формы правления в России;

-выделять и анализировать систему высших органов государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности;

-раскрыть роль принципа разделения властей на федеральном уровне, а также особенности действия принципа разделения властей на уровне субъектов РФ;

-выделять виды государственных органов РФ, критерии их классификации и особенности формирования.

ОК-1,ОК-2,  ОК-6, ПК-2,ПК-4,ПК-6

9

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации

2

2 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

-осознавать социальную значимость выборов для своей будущей профессии;

-владеть понятиями «избирательное право» и «избирательная система РФ»;

- выявлять основные принципы избирательного права.

- описывать порядок выборов в Российской Федерации;

-применять нормы избирательного законодательства;

- воспринимать, обобщать, анализировать информацию, связанную с практикой реализации норм избирательного права;

- владеть навыками составления юридических документов, используемых в избирательном процессе;

- выявлять избирательные правонарушения и предлагать меры по их предупреждению, устранению причин, способствующих их совершению;

-применять знания избирательного права в профессиональной деятельности.

ОК-1,ОК-2,  ОК-6, ПК-13

10

Президент Российской Федерации

2

-характеризовать место Президента РФ в системе органов власти;

-выявить функции и полномочия Президента РФ;

-характеризовать основные формы взаимодействия Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

-выявить срок полномочий Президента РФ, условия и порядок вступления в должность Президента РФ, порядок прекращения полномочий Президента РФ;

-  определить место актов Президента РФ;

-характеризовать статус и целевое назначение органов, обеспечивающих деятельность главы государства в РФ;

-давать квалификационные юридические заключения по вопросам , отнесенным к ведению Президента РФ;

Анализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении Президента РФ;

ОК-2,  ОК-4, ПК-1,ПК-4, ПК-6

11

Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти в РФ

2

2 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

-владеть основными категориями и терминами в сфере российского парламентаризма;

-определять конституционные признаки статуса Федерального Собрания Российской Федерации, статус Государственной Думы и Совета Федерации;

- выделять и раскрывать  полномочия Государственной Думы и порядок их прекращения;

-характеризовать организацию работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ;

-давать оценку актам палат федерального Парламента;

- демонстрировать знание федерального законодательного процесса в РФ;

Составлять и оформлять проекты постановлений Совета Федерации и Государственной Думы;

-характеризовать статус депутата РФ;

-применять знания о российском парламентаризме в преподавательской деятельности;

ОК-2,  ОК-4, ПК-1,ПК-4,ПК-6

12

Конституционные основы организации исполнительной власти в РФ

2

-дать понятие исполнительной власти и ее места в системе разделения властей;

-анализировать Правительство в системе органов государственной власти и его разновидности;

- характеризовать функции и полномочия правительства;

-демонстрировать знание порядка формирования Правительства РФ;

ОК-2, ОК-4, ПК-1,ПК-4,ПК-6

13

Конституционные основы судебной власти и конституционное правосудие в России.

2

2 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

- осознавать социальную значимость судебной власти;

Осознавать значимость и необходимость соблюдения принципов этики юриста в сфере судебной власти;

-уметь находить и анализировать информацию о деятельности судов в Российской Федерации;

-выявлять основные проблемы в сфере судебной власти современной России;

-владеть навыками анализа законов, решений Конституционного Суда РФ и выявления в них правовых позиций в отношении судебной власти;

-давать квалифицированные заключения и консультации по вопросам организации судебной власти;

ОК-1,ОК-2, ОК-4, ПК-2,ПК-4,К-6

14

Организация государственной власти в субъектах Российской Феде-рации

2

2 часа  лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации

-демонстрировать знание системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

-анализировать особенности реализации принципа разделения властей на уровне субъекта Российской федерации;

-владеть навыками юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, связанных с формированием и деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- владеть навыками подготовки юридических документов, необходимых для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ОК-1, ОК-5, ПК-2,ПК-4,ПК-6

15

Конституционные основы местного самоуправления

2

-осознавать социальную значимость местного самоуправления, его становление в Российской Феде-рации;

- давать определение местного самоуправления и выделять его характерные признаки;

- интерпретировать нормы Конституции РФ о местном самоуправлении;

-выделять и раскрывать содержание конституционных принципов организации местного самоуправления, иллюстрируя примерами из правоприменительной практики, включая судебную.

ОК-1, ОК-3,ОК-4, ПК-2,ПК-4,ПК-6

Итого в семестре «4»:

18

--

--

В целом по дисциплине

36

--

--

3.2. Практические занятия (упражнения, семинары)

При разработке образовательной программы для каждой учебной дисциплины предусмотрены соответствующие технологии обучения, которые позволяют обеспечить достижение планируемых результатов обучения.

На занятиях используются методы активизации образовательной деятельности:

-дискуссия;

- игра;

-мозговые штурмы;

- защита проектов;

- решение ситуационных задач;

-тренинги,

-круглые столы,

-элементы дистанционного обучения.

Комбинированные формы проведения занятий по курсовому проектированию


Таблица 4 - Программа практических занятий

Тематика занятий

Трудоемкость (академические часы)

Планируемые основные результаты занятия:

Всего

в том числе с использованием активных методов обучения

Знаний, умений, навыков обучающихся

Компетенций выпускников

1

Отечественная традиция выделения отрасли конституционного права: предмет и метод, особенности конституционно-правовых норм и отношений

2

2

-наличие результата обработки первичных данных в виде таблиц, схем, графиков;

-грамотность изложения материала;

-наличие и качество проработанных исполнителем научных источников, положенных в основу теоретико-методической базы работы;

-умение исполнителя раскрыть правовую специфику заданной темы;

-раскрыть научную актуальность темы;

-умение студента соотнести заданную тему с объектно-предметной областью отрасли;

-анализ правоприменительной практики по исследуемой теме;

ОК-4.

2

На примере конкретного федерального закона провести классификацию норм, выявить субъекты и объекты конституционно-правовых отношений

2

2

ОК-4

3

Подготовить проект акта, вносящего изменения в ст.65 Конституции РФ.

2

2

-какими органами может быть издан данный акт;

-грамотность изложения материала;

-использовать соответствующие нормативно-правовые акты, рекомендованные для изучения

ОК-4; ПК-13.

4

Подготовить обзор научной статьи по проблемам конституционно-правовой ответственности

2

2

-ответы обосновывать ссылками на соответствующие нормативные акты;

-аргументировать выводы.

ОК-4; ПК-13

5

Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции РФ

2

2

ОК-4; ПК-13.

6

Продумать наименование статей главы 1 Конституции РФ, обосновать выбор наименований статей.

2

2

ОК-4,ОК-5,ПК-1

7

Решение задач.

2

2

ОК-4,ПК-4.

8

Дать консультацию о процедуре создания политической партии

2

2

ОК-4,ПК-6.

9

Подобрать и проанализировать решения Конституционного суда, связанные с содержанием принципов правового статуса человека и гражданина

2

2

- анализ правоприменительной практики по исследуемой теме;

-ясное изложение мыслей и выводов в развернутом виде со ссылкой на конкретные правовые нормы и правоприменительную практику.

ОК-3; ОК-4; ПК-13.

10

Подготовить перечень документов, которые должен представить иностранный гражданин, обратившийся в полномочный орган  с заявлением о приеме в гражданство. Решение задач

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13.

11

Определить проблемы, связанные с положением лиц с особенностями правового статуса в РФ. Предложить собственные варианты решения указанных проблем

2

2

-наличие и качество проработанных исполнителем научных источников, положенных в основу теоретико-методической базы работы;

-умение исполнителя раскрыть правовую специфику заданной темы;

ОК-4; ПК-9,ПК-13

12

Подобрать и проанализировать решения Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, связанные с содержанием личных, политических прав и свобод человека и гражданина.

2

2

-грамотное составление документа и качественное оформление таблиц;

-давать юридическое заключение по решениям судов.

ОК-2,ОК-4; ПК-9,ПК-13

13

Составить таблицу видов гарантий прав и свобод человека и гражданина

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

14

Подготовить проект жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

2

2

ОК-1,ОК-4; ПК-9,ПК-13

15

Дать консультацию о правилах обращения в орган государственной власти (или местного самоуправления)

2

2

-давать грамотную оценку фактических обстоятельств;

-уметь формировать правовую позицию для подготовки обращения в целях защиты нарушенных прав.

ОК-1,ОК-4; ПК-9,ПК-13

16

Составление юридического документа (заявления, ходатайства, жалобы, законопроекта или его части)

2

2

-правильно применять положения конституционного законодательства;

-правильно понимать состав правоотношений;

-владеть навыками делопроизводства.

ОК-1,ОК-4; ПК-9,ПК-13

17

Решение задач

2

2

ОК-1,ОК-4; ПК-9,ПК-13

18

Выполнить рекомендации лектора, данные на предыдущей лекции

2

2

Итого в семестре «3»:                    36                     --

19

Составить таблицу основных этапов развития российского федерализма

2

2

-правильно понимать состав отношений, регулируемых конституционным правом;

-наличие и качество исследовательских документов.

ОК-4; ПК-9,ПК-13

20

Подобрать примеры, свидетельствующие об отступлении от конституционных принципов федеративного устройства Росии

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

21

Описать причины ослабления государственного суверенитета в современной истории России и предложить функциональную модель устранения этих причин. Решение задач.

2

2

ОК-5 ОК-4;  ПК-1, ПК-9,ПК-13

22

На примере нес-кольких федераль-ных законов проде-монстрировать раз-личные подходы к разграничению компетенции между РФ и субъектами

2

2

-усвоение основных подходов к разрешению коллизий в сфере конституционного прав;

ОК-4; ПК-9,ПК-13

23

Составить схему этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ

2

2

-сопоставлять основные положения законодательства с тенденциями современного развития российского федерализма;

-уяснить порядок  образования в составе Российской Федерации нового субъекта РФ;

- анализировать  правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ.

ПК-1, ОК-4; ПК-9,ПК-13

24

Подобрать примеры из судебной практики по вопросу измене-ния границ между субъектами РФ

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

25

Изучить законы субъектов об их административно-территориальном делении

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

26

Дать консультацию о порядке переименования субъекта РФ

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

27

Подобрать и прокоментировать правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

28

Составить таблицу о системе органов государственной власти в РФ

2

2

-анализировать соотношение понятий;

-раскрывать содержание понятий «орган государственной власти» и «государственный орган»;

-делать ссылки на конкретные юридические нормы;

-навыки практического решения конкретных задач по проблемам применения конституционного законодательства

ОК-4; ПК-9,ПК-13

29

Решение задач

2

2

ОК-1,  ОК-4; ПК-9,ПК-13

30

Подобрать примеры использования в нормативных правовых актах понятий «орган государственной власти» и «государственный орган»

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

31

Подготовить обзор судебной практики судов общей юрисдикции , Конституционного Суда, Европейского суда по правам человека по вопросам реализации принципов избирательного права

2

2

-анализ правоприменительной практики по исследуемой теме;

-освоение методик поиска необходимой информации;

-формирование дефинитивного аппарата в изучаемой области общественных отношений;

ОК-4; ПК-9,ПК-13

32

Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о полномочиях Президента Российской Федерации, не обозначенные в Конституции РФ

2

2

-развитие навыков толкования и применения конституционного законодательства;

-выработка приемов и навыков применения правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации.

ОК-1 ОК-4;

33

По материалам официального сайта Президента подготовить обзор практики реализации им своих полномочий

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

34

Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о законодательном процессе

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

35

Сделать подборку федеральных законов, которые по разному вступили в силу

2

2

ОК-1 ОК-4; ПК-9,ПК-13

36

Дать юридическую конструкцию, касающуюся правового статуса парламентария

2

2

-навыки работы в области конституционных отношений;

-навыки практической работы в сфере конституционно-правового нормотворчества и применения;

-составлять правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности;

-навыки написания научного текста.

ОК-4; ПК-9,ПК-13

37

По материалам официального сайта Правительства РФ подготовит обзор практики реализации им своих полномочий

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

38

Составить проект постановления Правительства по указанному вопросу

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

39

Составить схему судебной системы Российской Федерации

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

40

Подобрать и проанализировать правовые позиции Конституционного Суда РФ о судебной власти

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

41

Изучить и сравнить законы нескольких субъектов о порядке назначения мировых судей

2

2

ОК-2 ОК-4; ПК-9,ПК-13

42

Составить проект конституционной жалобы по заданной фабуле

2

2

ОК-4; ПК-9,ПК-13

43

Прочитать соответствующие главы учебника по конституционному праву Российской Федерации

2

2

ОК-4; ПК-13

44

Проанализировать статьи 12, 72,главу 8 Конституции РФ с целью уяснения конституционного статуса местного самоуправления

2

2

ОК-4; ПК-13

45

Заполнить сравительную таблицу моделей местного самоуправления: англосаксонская, континентальная, смешанная

2

2

ОК-4; ПК-13

Итого в семестре «4»:

54

--

--

В целом по дисциплине

90

--

--


3.3 Объем, структура и содержание самостоятельной работы студентов, график ее выполнения

3.3.1. Примерная тематика и требования к содержанию и оформлению курсовой работы.

Учебным планом подготовки по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» предусмотрено выполнение студентами курсовой работы, соответственно в 3-м семестре.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование отдельного теоретического вопроса, в соответствии с выбранной темой, а также анализ реализации данной проблемы на практике. Курсовая работа представляется в сброшюрованном виде на листах формата А4, напечатанный с помощью персонального компьютера, оформление должно соответствовать требования РД «Текстовые студенческие работы. Правила оформления». Объем реферата не должен превышать 25 листов печатного текста. Курсовая работа должна содержать:

1 Титульный лист;

2 Задание ;

3 Содержание

4 Введение

5 Основная часть;

6 Заключение;

7 Список использованных источников (включают в общую нумерацию страниц).

В основном тексте обязательно должны излагаться актуальность выбранной темы, основные теоретические положения, практическая ситуация, выбранная студентом технология и предполагаемые результаты ее внедрения.

Темы курсовых работ студент выбирает самостоятельно, руководствуясь прилагаемым списком рекомендуемых тем, в группе темы не должны повторяться.

Список рекомендуемых тем курсовых работ

1. Виды избирательных систем. Проблемы совершенствования избирательного процесса в РФ.

2. Сущность депутатского мандата.

3. Порядок назначения выборов депутатов и образования избирательных округов, избирательных участков

4. Финансирование выборов.

5. Основания досрочного прекращения полномочий депутата.

6. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания

7. Конституционные основы роспуска Государственной Думы

8. Конституционно-правовой статус Президента

9. Комитеты и комиссии  палат Федерального собрания РФ

10.Конституционно-правовые гарантии прав местного самоуправления

11.Основные направления депутатской деятельности

12.Законодательный процесс в РФ.

13.Конституционно-правовые гарантии прав местного самоуправления.

14.Правовые основы организации судебной системы РФ

15.Принципы и порядок деятельности Конституционного Суда.

16.Порядок разрешения споров между палатами Федерального Собрания РФ.

17.Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ

18.Судебный департамент-правовой статус.

19.Органы государственной власти с особым статусом.

20.Конституционные основы организации власти в субъектах РФ. 21.Конституционные основы и гарантии местного самоуправления.

22.Правительство РФ

23.Законодательный процесс в РФ

24.Основания досрочного прекращения полномочий депутатов, глав исполнительной власти субъектов федерации

25.Гарантии деятельности депутатов Депутатский иммунитет и индемнитет

26.Конституционные основы взаимоотношений Президента и Федерального

Похожие материалы

Информация о работе