Конкуренция и монополия. Универсальные методы максимизации прибыли фирмы, страница 5

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. К олигопольным принадлежат ведущие отрасли промышленности – автомобильная, производство стали, алюминия, электрооборудования, компьютеров и др. Продукция данного рынка может быть как дифференцированной, так и недифференцированной. Важное значение имеет то, что только несколько фирм производят всю, или почти всю продукцию отрасли, причем вступление новых фирм на рынок ограничено большими размерами предприятий и на каждое из них приходится настолько большая доля производства продукции, что, принимая любые экономические решения, нужно учитывать возможную реакцию партнеров по рынку.

Среди моделей олигополиии выделяются олигополии,основанные ине основанные на тайном сговоре (ценообразование по договоренности преследуется во всех странах с развитыми экономическими системами).

Олигополия, не основанная на тайной договоренности. Для простоты исследования рассматривается особая модель олигополий – дуополия (две фирмы входят в состав отрасли). Принцип определения объема производства, максимизирующего прибыль, тот же самый – MC=MR. В зависимости же от ценовой стратегии, выделяем две основных модели поведения фирм, которые входят в олигополию: модель Курно и модель ломаной кривой спроса.

Рисунок 8.9 - Модель Курно


Модель Курно. Предположим, что фирмы производят однородный товар, знают кривую рыночного спроса и принимают свои решения относительно выпуска продукции одновременно. Суть модели Курно состоит в том, что каждая фирма считает объем производства конкурента заданным и на этой основе принимает свое решение, захватив весь свободный рынок. По мере возрастания объема производства конкурента данная фирма сокращает объем своего производства (кривая Q1 на рис. 8.9.). В то же время конкурент может провести аналогичный анализ, отобразив свою реакцию на поведение первой фирмы (кривая Q2 на рис. 8.9.). Равновесный уровень объемов производства обоих фирм находится на пересечении кривых реакций (равновесие Курно). В этой точке предположения каждой фирмы об объеме производства другой были правильными. Если фирмы смогли договориться об объемах выпуска и делении прибылей, то суммарный объем выпуска фирм будет постоянным и будет находиться на контрактной кривой.

Модель ломаной кривой спроса. Характер кривой спроса олигополий зависит от того, станут ли другие члены олигополии придерживаться ее ценовой политики, или проигнорируют ее. Если фирмы Б и В, которые входят в олигополию вместе с фирмой А будут выравнивать свои цены вслед за фирмой А, то снижение цен фирмой А приведет к небольшому возрастанию объема ее продажи, фирмы Б и В совершат так же, и структура рынка не изменится (кривая D1 на рис. 8.10). Если же состоится повышение цен, то снижение объема продаж для любой из фирм будет также умеренным. Другая возможная реакция состоит в том, что фирмы Б и В будут игнорировать любое изменение цены, сделанное А. В этом случае при снижении цен фирма А обеспечит расширение объема продаж за счет своих конкурентов, изменив тем самым структуру рынка. Наоборот, если фирма А повысит цену, она будет вытеснена из рынка и утратит много покупателей, которые переключатся на продукцию фирмы Б и В, поскольку она значительно дешевле (кривая D2 на рис. 8.10). Наиболее логичными действиями фирм Б и В будет, очевидно, выравнивание цен при снижении их фирмой А для недопущения потери позиций на рынке и игнорирование повышения фирмой А цен для увлечения ее рыночного пространства. Кривая спроса в этом случае приобретает вид  ломаной (рис. 8.10.).

Рис. 8.10. Модель ломаной кривой спроса


Олигополия, основанная на тайном сговоре. Тайный сговор имеет место в том случае, если фирмы достигают непосредственного молчаливого согласия о том, чтобы зафиксировать цены, распределять рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Если олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми условиями формирования спроса и издержек, то вступив в тайный сговор, они станут монополистами, которые максимизируют прибыль по такому же сценарию.