Конкуренция и монополия. Универсальные методы максимизации прибыли фирмы, страница 4

Нарушение равенства Р=МС и Р=АТС свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов и несправедливом распределении доходов (получение экономической прибыли при условии цены P1 и объема Q1) (см. рис. 8.6). Действия государства по регулированию деятельности монополий состоят в имитации условий, характерных для конкурентного рынка. Для естественных монополий устанавливаются цена продажи продукта в соответствии с которой, по мнению общества, будет обеспечиваться эффективное использование ресурсов или справедливое распределение прибыли. Цена, которая обеспечивает эффективное использование ресурсов (общественно-оптимальная цена), устанавливается на уравне Р=МС (цена P2 и объем Q2  на рис.8.6.). Однако обычно цена такого уровня бывает настолько низкой, что вызывает появление в монополии убытков в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – банкротство фирмы. Необходимо обеспечить ей хотя бы получение нормальной прибыли, что обуславливает установление государственного потолка цен на уровне Р=АТС  (цена P3 и объем Q3  на рис.8.6.).

Суть дилеммы регулирования цен состоит в выборе между общественно справедливой, но убыточной для монополии ценой P2, и ценой P3, которая гарантирует нормальную прибыль монополии, но не полностью удовлетворяет общественные потребности.

4. Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – это распространенный тип рынка, наиболее близкий к рынку совершенной конкуренции. Характерными особенностями рынка монополистической конкуренции являются относительно большое количество фирм; производство этими фирмами разнообразной (дифференцированной) продукции; монополизм в производстве своей разновидности продукта данного вида; достаточно свободное вступление новых фирм в отрасль, но с обязательной разработкой новой разновидности товара того вида, на рынок которого вступает эта фирма.

Требование простоты вступления в данный рынок является очень важной его характеристикой, так как другие рынки также могут характеризоваться высокой степенью дифференцированности продукции (например, автомобильный), но для успешной конкуренции в них требуется достижение больших объемов производства, что делает вступление в рынок проблематичным и характеризует его уже как олигополию.

Каждая фирма осуществляет контроль над ценой своей разновидности товара в своем секторе рынка, устанавливая цены немного выше, так как при значительном повышении цен покупатели отдадут предпочтение товару-заменителю. Чтобы стимулировать спрос на свой товар, предприниматели используют методы неценовой конкуренции и, прежде всего, рекламу.

Определяя цену и объем производства, максимизирующий прибыль, фирма использует то же правило: равенство предельных издержек и предельного дохода. В краткосрочном периоде объем производства, который соответствует максимальной прибыли, находится на пересечении кривых MR и МС, а поскольку цена Р превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль (заштрихованный прямоугольник на рис. 8.7.). В долгосрочном периоде полученная прибыль будет стимулировать вступление в рынок других фирм и данная фирма начнет терять свою долю рынка (кривая спроса на ее продукцию сдвинется вниз – рис. 8.8). Теперь максимизация прибыли будет достигаться при цене, которая равняется средним издержкам с нулевой экономической прибылью, так как вступление в рынок конкурентов происходит до момента сведения экономической прибыли к нулю. Фирма максимизирует прибыль в долгосрочном периоде, получая только нормальную прибыль и обеспечивая себе таким образом  безубыточность.

Рисунок 8.7 - Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде


Рисунок 8.8 - Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде


5. Олигополия