Конкуренция и монополия. Универсальные методы максимизации прибыли фирмы

Страницы работы

Содержание работы

ГЛАВА 8. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

1.  Универсальные методы максимизации прибыли фирмы

Раньше отмечалось, что целью функционирования каждой фирмы является получение максимально возможной прибыли. Достижение этой цели связано с условиями формирования издержек и особенностями той модели рынка, в которой функционирует фирма. Рассмотрим поведение фирмы, которая максимизирует прибыль в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Определяя необходимый объем производства продукции, предприниматель должен учесть особенности краткосрочного и  долгосрочного периодов. В краткосрочном периоде конкурентная фирма имеет в своем распоряжении неизменное оборудование и старается максимизировать прибыль или минимизировать убытки путем изменения объема используемых переменных ресурсов. Для этого периода  справедлив закон убывающей предельной отдачи.

При фиксированной цене перед конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных вопроса: 1) следует ли производить; 2) если так, то какое количество продукции; 3) какая прибыль (убыток) будет получена?

Существует два метода определения объемов производства, которые позволяют максимизировать прибыль или минимизировать убытки.

Рисунок 8.1 - Максимизация прибыли по валовым показателям

Первый состоит в сравнении валового дохода и валовых издержек. Валовой доход (выручка) фирмы определяется путем умножения цены единицы продукции на объем продаж.

Фирме следует производить продукцию в том случае, если объем валового дохода будет превышать объем валовых издержек (фирма получит прибыль) или валовые издержки превышают доход на величину, меньше  постоянных издержек фирмы (в этом случае фирма терпит убытки меньше, чем при возможной ликвидации, рассчитывает на изменение рыночной ситуации и может принимать меры относительно снижения издержек)     (рис. 8.1).

Если приняты решения о производстве продукции, необходимо рассчитать прибыль (убыток) для разных объемов производства и выбрать тот объем (Q0 на рис. 8.1), который обеспечивает получение максимальной прибыли (минимальных убытков).

Вторым методом определения объема производства, который позволяет максимизировать прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, является сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Рисунок 8.2 - Максимизация прибыли по предельными показателям


Фирме следует производить каждую единицу товара, предельный доход от которой превышает предельные издержки на ее производство, так как на каждой такой единице фирма получает некоторую прибыль. Для единицы товара, которая завершает этот интервал, указанные величины приблизительно равны (или MR немного превышает MC) (рис.8.2). Достижение равенства предельного дохода и предельных издержек свидетельствует о том, что все единицы товара, которые приносят прибыль, произведены. Отсюда – правило определение объема производства, которое позволяет максимизировать прибыль: фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя количество продукции, для последней единицы которой MR=MC.

В том случае, если предельные издержки производства единицы продукции превышают предельный доход от ее продажи, следует воздержаться от производства такой единицы продукции. Это правило действует в каждой модели рыночной ситуации.

2. Совершенная конкуренция

Рынок совершенной конкуренции характеризуется большим количеством независимо действующих продавцов, которые предлагают стандартизированную продукцию, поэтому при такой цене покупателю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Каждый производитель предлагает незначительную часть общего объема продукции этого вида и потому не может существенно влиять на общий уровень цен. Цены определяются под влиянием спроса и предложения, поэтому каждому отдельному продавцу, определяя объем производства и продаж продукции, максимизирующий его прибыль, приходится только приспосабливаться к сформированному уровню цен.

Предприниматель может свободно входить в рынок со своей продукцией и также свободно из него выходить, так как никаких законодательных, технологических или финансовых препятствий этому не существует. Примером рынка, который приближается по своим характеристикам к конкурентному, является сельское хозяйство США.

Особенностью применения правила максимизации прибыли в условиях рынка совершенной конкуренции является тот факт, что цены товаров определяются соотношением рыночных сил и не изменяются в зависимости от объема продаж отдельной фирмы. Поэтому величина предельного дохода и цены единицы товара для таких фирм совпадают.

Рисунок 8.3 - Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции


Похожие материалы

Информация о работе