Теория спроса и предложения. Спрос и предложение. Детерминанты спроса и предложения. Теория потребительского поведения, страница 3

Эластичность спроса – это понятие, которое характеризует  чувствительность (реакцию) величины спроса для разных потребительских благ на изменение цен.     Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Любая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичной эластичности.

Эластичность спроса измеряется количественно, для чего вводится понятие коэффициента эластичности Ed:

или:

То есть, Ed измеряется как отношение изменения спроса в сравнении с начальным к изменению цены в сравнении с начальной. Например, если цена товара упала с 3-х грн. до 2-х грн., вследствие чего вместо купленных раньше 60-и единиц стали покупать 100, то

.

В практике расчетов всегда используется абсолютное значение Ed, абстрагированное от отрицательного знака.

Если Ed>1, то спрос будет эластичным, то есть спрашиваемое количество товаров будет изменяться быстрее, чем цены, например, предметы роскоши, товары длительного пользования.

Если Ed< 1, то спрос неэластичный и цены изменяются быстрее, чем количество товаров, приобретенных потребителями, например, на товары первой необходимости.

Термин “абсолютно неэластичный спрос” означает крайний случай, если изменение цены не приводит ни к каким изменениям количества спрашиваемой продукции (например, спрос больных диабетом на инсулин).

Термин “абсолютно эластичный спрос” означает второй крайний случай, если малейшее изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до границы своих возможностей (например, продукция на чисто конкурентном рынке).

На графике (рис. 4.4.) прямая D1 параллельная оси цен (Р), показывает абсолютно неэластичный спрос; прямая D2 параллельная оси количества (Q) и показывает абсолютно эластичный спрос.

P                                      D1

D2

0                                                                              Q

Рисунок 4.4 - Абсолютно неэластичный и абсолютно эластичный спрос

Основные факторы, которые влияют на ценовую эластичность спроса, следующие:

-  количество товаров – заменителей. Чем больше заменителей имеет товар, тем большую ценовую эластичность он имеет;

-  удельный вес затрат на приобретение товара в бюджете потребителя;

-  продолжительность исследуемого периода времени.

Эластичность предложения – это понятие, которое характеризует чувствительность (реакцию) величины предложения товаров на изменение их цен. Аналогично эластичности спроса, она рассчитывается по коэффициенту эластичности предложения ES по формуле:

или:

То есть, ЕS измеряется как отношение изменения величины предложения в сравнении с начальной к изменению цены в сравнении с начальной.

Предложение может быть абсолютно эластичное или неэластичное, эластичное, неэластичное или предложение c единичной эластичностью.

Эластичность предложения зависит от:

-  особенностей производственного процесса, которые разрешают производителю товара расширять его производство при повышении цены, или перейти на выпуск другой продукции при снижении его цены;

-  фактора времени, если производитель не в состоянии мгновенно отреагировать на изменение цены, так как для дополнительного производства товара необходимо достаточно времени;

-  способности к длительному хранению. Для товара, который не может сохраняться длительное время, например, мясо, овощи и фрукты, эластичность предложения будет низкой, то есть предложение будет неэластичным.

Предложение, в отличие от спроса, является более инерционным элементом рынка. Это обусловлено трудностью перераспределения ресурсов между сферами их использования.