Теория спроса и предложения. Спрос и предложение. Детерминанты спроса и предложения. Теория потребительского поведения, страница 2

Цена для производителей является прибылью, а не затратами. Поэтому продавец старается производить товары с более высокими ценами. Зависимость между высокими ценами и возрастанием величины предложения очевидна: при высоких ценах на товар предлагается большее количество данного товара, чем при низких. Это связано с действием закона предложения. Почему количество предложенных товаров зависит от цены на них? Потому, что производитель старается получить максимальную прибыль. Чем выше цена товара при других равных условиях, тем больше стимул для производства и продажи именно этого товара.

Суть закона предложения состоит в том, что между уровнем цены (Р) и величиной предложения (QS ) существует прямая зависимость.

В таблице 4.2. приведена шкала предложения индивидуального производителя на рынке сахара.

Таблица 4.2 - Предложение индивидуального производителя на рынке сахара

Цена за кг,

(грн)

Величина предложения

(кг в неделю)

1

2

3

4

5

1

3

5

7

9


На основании данных таблицы 4.2. приведен график предложения (рис.4.3.)

Рисунок 4.3 - График предложения производителя на рынке сахара

Графическая зависимость размера величины предложения от цены изображена на графике в виде восходяшей кривой, где количество предложенного товара фиксируется на горизонтальной оси, а цена – на вертикальной оси графика предложения (рис. 4.3.). Кривая предложения обозначается буквами SS (от англ. “supply” – предлагать). На графике видно, что между уровнем цен и величиной предложения товара существует прямая зависимость. Иначе говоря, чем выше цена товара, тем больше величина его предложения на рынке (движение от точки “а” к точке “b” и к точке “с” на кривой предложения SS) и наоборот.

Так же, как и спрос, предложение склонно к влиянию ряда неценовых детерминант (факторов), смещающих на графике (рис. 4.3) всю кривую предложения SS. Увеличение предложения сдвигает кривую SS вправо и вниз (кривая  S 1S1на рис. 4.3.); уменьшение предложения сдвигает кривую SS влево вверх (кривая S2S2 на рис. 4.3.).

Основные неценовые детерминанты изменения в предложении следующие:

1)  цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и кривая предложения сместится вправо до S1S1. Например, снижение цен на семена и удобрения увеличивает предложение кукурузы;

2)  совершенствование технологии производства. Данный фактор снижает затраты производства, то есть увеличивает предложение товаров;

3)  налоги и дотации предприятиям. Налоги на продажи увеличивают затраты производства и приводят к сокращению предложения до S2S2. Наоборот, дотации снижают затраты и увеличивают предложение до S1S1;

4)  цены на товары-конкуренты. Снижение цены на пшеницу может побудить фермеров выращивать и продавать больше кукурузы и наоборот.

5)  инфляционные ожидания. Например, фермеры могут задержать вывоз на рынок пшеницы урожая этого года, ожидая увеличение цены на нее в будущем году;

6)  количество продавцов на рынке. Понятно, что чем больше продавцов на рынке данного товара, тем больше предложение этого товара, и наоборот.

В целом концепция спроса и предложения распространяется и на рынок ресурсов, но с той особенностью, что спрос на ресурсы является производным спросом от конечных товаров и услуг, которые вырабатываются с помощью этого ресурса. Это означает, что стойкость спроса на ресурс будет зависеть от его производительности и от цены товара, созданного с помощью этого ресурса.

2. Ценовая эластичность спроса и предложения