Теоретические основы рыночной экономики. Товарное производство как основа рыночной экономики, страница 2

Сторонники трудовой теории стоимости (В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо) считают, что в обмен могут вступать только разнородные потребительные стоимости, количественно несоизмеримые, а пропорции обмена определяют трудовые затраты. Величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда (рабочего времени) на производство единицы товара. Оба свойства товара – потребительная стоимость и стоимость – взаимообусловлены тем, что труд, их создающий, носит двойственный характер. Потребительные стоимости разнородны, они создаются из конкретных, взятых у природы, материалов, конкретными орудиями труда и конкретными трудовыми операциями. Это – конкретный труд. С точки зрения затрат рабочей силы создание товаров отличается только количественно, ибо все работники затрачивают при этом свою умственную и физическую энергию. В этом качестве труд выступает как абстрактный. Таким образом, конкретный труд (внешняя сторона) создает потребительную стоимость, а абстрактный труд (внутреннее содержание) создает стоимость. При этом следует учитывать, что соотношение (пропорция) обмена товаров определяется не затратами труда вообще, а затратами простого труда, так как при создании товаров затрачивается различный по сложности труд. Наконец, необходимо отметить, что величина стоимости производимых однородных товаров определяется производительностью труда: чем выше производительность труда, тем меньше величина стоимости товара (при одинаковом уровне интенсивности труда и прочих, общественно нормальных условиях труда). Сторонники трудовой теории стоимости считают, что затраты труда лежат и в основе цены (рыночной стоимости), которая устанавливается на рынке под влиянием соотношения спроса и предложения и возможно ее отклонение от стоимости. Отсюда следует, что цена – денежное выражение стоимости.

Иной подход к стоимости и цене товара у сторонников теории предельной полезности (К.Менгер, О.Бем-Баверк, Ф.Визер). Они объясняют стоимость (ценность) и цену товара с точки зрения экономической психологии покупателя. По К.Менгеру, ценность – это понимание человеком значения товара (блага) для его жизнедеятельности. Блага, имеющиеся в изобилии (воздух, вода) людьми не ценятся. Редкие блага (золото, бриллианты) ценятся и очень высоко. Итак, разные величины ценности воды и бриллианта объясняются разной степенью их редкости. Ценность каждой дополнительной единицы конкретного блага означает предельную полезность. Последовательное увеличение одинаковых величин запаса благ, находящихся в распоряжении субъекта, сопровождается прогрессирующим уменьшением полезности единицы блага. Полезность последней единицы запаса, то есть предельная полезность блага, и определяет величину цены данного товара. При этом выделяются два вида ценности товара – субъективную и объективную. Под субъективной ценностью понимается ценность блага для данного субъекта, под объективной – рыночная цена товара.

Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности, рассматривая процесс рыночного ценообразования, на первый взгляд, с очень разных позиций, практически противоречили друг другу. Однако ряд экономистов (в первую очередь М.И.Туган-Барановский) намеревались объединить эти теории. Более всего это удалось А.Маршаллу. Он, развивая трудовую теорию стоимости, ввел в научный оборот категории «цена спроса» и «цена предложения». Он считал, что цена, которую согласен заплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара; цена, назначаемая продавцом, - затратами его производства, а рыночная цена устанавливается покупателем и продавцом в результате взаимодействия спроса и предложения. При совпадении величин спроса и предложения устанавливается равновесная рыночная цена, устраивающая и покупателя, и продавца. Таким образом, трудовая теория стоимости и теория предельной полезности фактически не противоречат, а дополняют друг друга, и обе являются научными направлениями единой экономической теории, что отражает точку зрения ряда современных экономистов.